ЛУЛЛИЙ Раймунд, Рамон - Страница 4

В Пизе Раймунд Луллий закончил «Всеобщее и последнее искусство» («Ars generalis ultima», 1308 г.). Затем вернулся к преподавательской деятельности в Париже. В этот период жизни часть его трудов получила официальное признание: в декларации парижского прево от 10 февраля 1310 г. сообщалось, что сорок магистров и бакалавров Парижского университета прослушали курс лекций Раймунда Луллия по логике, содержавший изложение «Краткого искусства нахождения истины» («Ars compendiosa inveniendi veritatem», около 1274 г.), и не нашли в излагаемом им учении ничего, что противоречило бы католической вере; грамотой от 2 августа 1310 г. король Филипп IV Красивый признал магистра Раймунда Луллия достойным уважения всех католиков; в письме канцлера Парижского университета Франческо Караччоли от 9 сентября 1311 г. сообщалось о правоверности сочинений Раймунда Луллия. Раймунд Луллий присутствовал на Вьеннском соборе (1311–1312 гг.). В прошении, с которым он обратился к Собору, Раймунд Луллий настаивал на запрете преподавания аверроистских доктрин в университетах, говорил о необходимости учреждения кафедр восточных языков, выступал с предложением нового Крестового похода на Святую землю, провести который он планировал объединёнными силами духовно-рыцарских Орденов. Собор постановил основать кафедры арабского, греческого, еврейского и халдейского языков в университетах в Париже, Оксфорде, Болонье и Саламанке. В 1312–1313 гг. Раймунд Луллий написал сочинение «О беседе ангелов» («De locutione angelorum»), составил сборник из 150 проповедей, создал три апологетических произведения и подготовил пособие по гомилетике. Главный его труд этого периода – «О разделении христиан и сарацин» («De participatione Christianorum et Sarracenorum»). В нём Раймунд Луллий обращается к королю Сицилии Федерико (1296–1337 гг.) с предложением начать переговоры с королём Туниса о созыве межрелигиозного Собора, на котором христиане могли бы дискутировать с мусульманами по вопросам веры. Раймунд Луллий провёл при сицилийском дворе в Мессине год (май 1313 г. – май 1314 г.), за это время написал 38 богословских сочинений. В апреле 1313 г. Раймунд Луллий составил завещание: с его сочинений на латинском и каталанском языках, которые были написаны после Вьеннского собора, следовало сделать копии и отправить их в монастырь картузианцев в Вовере (близ Парижа) и в Геную; часть книг Раймунд Луллий завещал также своему зятю, Пере де Сенменату. Предположительно летом 1314 г. он вернулся на Мальорку. В сентябре Раймунд Луллий вновь отправился в Северную Африку и вскоре прибыл в Тунис, завершив там работу над сочинением «Искусство совета» («Ars consilii», июль 1315 г.), написанном на арабском языке и адресованном мусульманским правителям. В Тунисе Раймунд Луллий проповедовал христианство и, согласно преданию, во время публичной проповеди в Беджаии был побит камнями и брошен на одной из площадей города, где его и нашли генуэзцы, отправлявшиеся в Европу. Раймунд Луллий скончался от полученных ранений; датой смерти обычно называется 29 июня 1315 г. Однако эта дата опровергается показаниями источников – письмами короля Хайме II о переводе последних трудов Раймунда Луллия (октябрь 1315 г.) и инципитами двух его сочинений, завершённых, как полагают исследователи, в декабре 1315 г. Исследователи полагают, что Раймунд Луллий скончался на обратном пути в Европу или на Мальорке. Не позднее марта 1316 г. он был похоронен в церкви святого Франциска в Пальме.

 



 
PR-CY.ru