ЛУЛЛИЙ Раймунд, Рамон - Страница 9

Исследователи отмечают, что теология для Раймунда Луллия является верховной наукой, превосходящей точные и естественные науки достоверностью и рациональностью. Он различает «позитивную» и «демонстративную» теологию: если первая может притязать на звание науки лишь «по усвоению» и основана на человеческой воле, то вторая является ею в собственном смысле и покоится на разумении; при этом её предметом является Божественное Откровение. Д. Юрвуа видит в этом влияние на Раймунда Луллия теологии шиитского течения «Братьев чистой жизни» («Ихван ас-сафа»), которые различали рациональные дисциплины, оперировавшие аподиктическими доказательствами, и основанные на гипотетической аргументации «позитивные науки о религиозном законе» («al-ulum al-shar'iya al-wad'iya»). Независимо от обоснованности этого предположения очевидной исследователям представляется связь методов демонстративного доказательства Раймундом Луллием с его миссионерскими и апологетическими задачами. Центральным моментом в «демонстративной» теологии Раймунда Луллия и одновременно богословским основанием «искусства» становится учение о божественных достоинствах (принципах, или субстанциальных добродетелях; фигура А «искусства»), которых Раймунд Луллий насчитывал девять (первоначально их было 16) и обозначал аббревиатурой BCDEFGHIK (благость, величие, вечность, могущество, премудрость, воля, сила, истина и слава). В богословской системе Раймунда Луллия они комбинировались по особым правилам с четырьмя стихиями (аббревиатура ABCD), образуя тем самым полноту космических сил. Божественные достоинства представляют собой способы постижения Бога; открытие возможности их применения в качестве принципов «искусства нахождения» Раймунд Луллий связывает со своим мистическим переживанием в горах Ранда. Отражения божественных достоинств присутствуют во всех вещах тварного мира, поскольку «при сотворении мира каждое из божественных свойств произвело в мире свое подобие». Божественные достоинства реально не отличаются друг от друга и взаимно обратимы. С доктриной божественных достоинств связано и оригинальное учение Раймунда Луллия о Воплощении: это событие, не будучи необходимым в абсолютном смысле, всё же было необходимо по «преизобилию божественной благости» (первенствующее значение благости среди божественных достоинств роднит теологию Раймунда Луллия с концепциями Рихарда Сен-Викторского и Александра Гэльского); оно было необходимо для того, чтобы божественные достоинства могли обрести полноту реализации «во внешнем проявлении» («divina ostensio ad extra»). Тем самым тварный мир обрёл своё завершение, поскольку «величайшее из тварных благ – это благое создание, соединённое с Богом в единстве Лица». Взаимодействие достоинств является, по Раймунду Луллию, элементом внутреннего общения Лиц Троицы: «Именно посредством рождения и исхождения божественные достоинства сообщаются друг с другом» (перихорезис представляет собой «вечное действие» Бога, предшествующее сотворению мира).

 



 
PR-CY.ru