ЛУЛЛИЙ Раймунд, Рамон - Страница 7

Метафизически-богословскими основаниями «луллиева искусства» исследователи называют принцип универсальной аналогии и учение о божественных достоинствах: геометрические фигуры и концентрические круги, связывающие между собой, на первый взгляд, разнородные классы понятий, позволяют уловить и представить в визуальной форме скрытую гармонию мироздания, открывая первопринципы сущего и возводя к единству порядок знаний. Раймунд Луллий активно использовал новаторские для своего времени визуальные техники аргументации, наделяя их одновременно несколькими функциями: мнемотехнической, логистической, риторической (наглядная убедительность визуального аргумента), символической (один из наиболее частых визуальных образов у Раймунда Луллия, используемый им для классификации наук, – образ древа). Ограниченный набор базовых принципов, легко запоминающийся благодаря мнемотехническим средствам, в сочетании с комбинаторной механикой сделал «искусство» Раймунда Луллия удобным в усвоении и легко применимым в полемике. Ряд характеристик «луллиевой науки» (притязание на открытие универсального метода доказательства, сближение аподейксиса и топики под эгидой диалектики, использование визуальных техник доказательства) обеспечили ей известность в раннее Новое время (конец XV – вторая половина XVII вв.). Наибольшую популярность обрело «Краткое искусство» Раймунда Луллия: из 25 изданий этого сочинения, опубликованных до 1980 г., 21 вышло в свет между 1481 и 1669 гг. Большинство читателей Раймунда Луллия того времени знакомились с его философией по антологии, составленной в 1598 г. страсбургским издателем Лазарем Цецнером (переиздано в 1609, 1617 и 1651 гг.), куда помимо аутентичных сочинений Раймунда Луллия, таких как «Краткое искусство» и «Всеобщее и последнее искусство», был включён также ряд псевдоэпиграфов, один из которых («In rhetoricam isagoge»), как полагают исследователи, послужил основанием для критических высказываний в адрес Раймунда Луллия со стороны Рене Декарта; четыре комментария к «Краткому искусству» составил Джордано Бруно. Вошедшие в этот сборник псевдолуллиевы сочинения «De auditu cabbalistico» и «Explicatio compendiosaque applicatio Artis Lulli» Агриппы Неттесгеймского создали Раймунду Луллию репутацию каббалиста и алхимика, порой заслонявшую суть его мысли. В конце XVII – первой половине XVIII вв. усилиями перешедшего в православие кальвиниста Яна (Андрея) Белобоцкого о Раймунде Луллие стало известно в России. Составленная по лекалам риторически интерпретированного «луллиева искусства» «Великая наука» Яна Белобоцкого получила широкое хождение в среде выговских старообрядцев благодаря краткому её изложению, сделанному в 1725 г. Андреем Денисовым (см. ст. Денисовы), основателем и первым настоятелем Выговского общежительства старообрядцев.

 



 
PR-CY.ru