ЛУЛЛИЙ Раймунд, Рамон

ЛУЛЛИЙ Раймунд, Рамон (1232/1233 или 1235 – 1316 гг.?) – католический богослов, средневековый философ, христианский миссионер. Родился в семье богатых каталанских дворян Рамона Льюля и Изабель д'Эриль. В 14 лет поступил на службу при дворе арагонского короля Хайме I Завоевателя (1213–1276 гг.), был в свите его сына, будущего короля Мальорки Хайме II (1276–1311 гг.). Там Раймунд Луллий, изучая изящную словесность, познакомился с творчеством трубадуров. Со второй половины 1250 гг. жил в Барселоне. Женился на Бланке Пикани; в браке у него родилось двое детей. Однако ни брак, ни служба при дворе не отвратили Раймунда Луллия от суетного времяпрепровождения и поиска наслаждений. Вспоминая об этом периоде своей жизни, он называл себя «худшим из людей и величайшим грешником во всём городе и его окрестностях». Однажды (предположительно между 1263 и 1265 гг.), сочиняя любовные стихи, он узрел Распятого Христа; впоследствии видение повторялось ещё четырежды. После этого Раймунд Луллий покаялся и обратился к благочестивой жизни; он решил посвятить себя проповеднической деятельности: писать трактаты о христианской вере с целью просвещать евреев, мусульман и язычников; добиться создания учебных заведений, где будущие католические миссионеры могли бы изучать восточные языки, прежде всего, арабский и «татарский» (т.е. монгольский); проповедовать среди неверных. Став терциарием Ордена францисканцев, Раймунд Луллий совершил паломничество по почитаемым католической церковью местам в Испании. Он много занимался богословием (в том числе мусульманским), изучал арабский язык. Его труды свидетельствуют о знакомстве с творениями Аристотеля, сочинениями христианских писателей: католического святого Ансельма Кентерберийского (ум. в 1109 г.), Рихарда Сен-Викторского (ум. у 1173 г.), католического святого Доминика Гусмана (ум. в 1221 г.). В 1274 г. Раймунд Луллий удалился для размышлений на гору Ранда. Согласно его жизнеописаниям, на восьмой день уединения у него было видение (illuminatio) – Раймунд Луллий узрел «в единое мгновение ока тот метод, который ему следовало использовать в его книгах против неверных». Он открыл основные принципы своей будущей богословской системы: идею абсолютного примата «достоинств» (атрибутов, свойств) Бога, представление о взаимных отношениях этих атрибутов и об отношениях между ними и тварным миром, который является подражанием (imitatio) им. Пережив мистический опыт, Раймунд Луллий временно поселился в цистерцианском монастыре Санта-Мария-де-ла-Реаль, где работал над сочинением «Великое искусство» («Ars magna», около 1274 г.). Во второй половине 1270 гг. по поручению Хайме II, короля Мальорки и графа Руссильона, он представил свои написанные к тому времени труды на рассмотрение богословам университета Монпелье и получил их одобрение. В Монпелье Раймунд Луллий работал над трактатом «Искусство демонстративного доказательства» («Ars demonstrativa», закончен в 1283 г.) и на публичном диспуте защитил основные его положения; исследователи полагают, что после этого ему была присвоена степень магистра. На волне успеха Раймунду Луллию удалось убедить короля основать коллегию Святой Троицы в Мирамаре, где 13 монахов-францисканцев под его руководством занимались изучением арабского языка, готовя себя к проповеднической деятельности среди неверных. В 1276 г. создание коллегии было одобрено папой Римским Иоанном XXI (1276–1277 гг.).

 



 
PR-CY.ru