ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - Страница 10

Жизнь субстанциальных деятелей в Царстве Божьем не сводится к пассивному созерцанию: «Они, как все личности, наделены творческою силою и в Царстве Божьем проявляют её в максимальной степени». Это творчество соборное, аналогичное исполнению симфонии музыкантами, оно и соборно и индивидуально. Царство Божье есть совокупность обоженных лиц, каждое из которых «есть своеобразный аспект Тела Христа, имеющий индивидуальное вселенское значение и назначение». Н.О. Лосский противопоставляет соборное единство Царства Божия нирваническому всеединству в трактовке Владимира Сергеевича Соловьёва (1853–1900 гг.). Поскольку субстанциальные деятели Царства Божия свободны от эгоизма, то они не совершают никаких «актов отталкивания» и, следовательно, не имеют материальных тел. Они имеют тела нематериальные, не обособленные друг от друга, «космические», преображённые. В Царстве Божьем «осуществляется не только совершенное единодушие, но и совершенное общение тел». Здесь все деятели служат «друг для друга телом, содействуя осуществлению единой цели; мало того, со всем остальным миром, проникая его своею любовью, они состоят в такой непосредственной связи, что каждая область его может быть использована ими, как подчинённая, для благих целей; поэтому можно сказать, что каждый член Царства Божия имеет тело вселенское». Соответственно в Царстве Божьем каждый субстанциальный деятель обладает «космическим сознанием», охватывающим весь мир в опознанном виде, т.е. «имеет характер целостно всеобъемлющей разумной интуиции». В этом Царстве в субстанциальных деятелях осуществляются подобие Божие, всеохватывающее знание и безграничная мощь творчества.

 



 
PR-CY.ru