ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - Страница 6

Субстанциальные деятели на всех ступенях иерархии бытия обладают неуничтожимыми свойствами, которые составляют образ Божий в них: 1) сверхвременность; 2) сверхпространственность; 3) свобода; 4) сверхкачественная творческая сила, которая реализуется в акте творения «из ничего»; 5) единосущие со всеми остальными субстанциальными деятелями. Представление Н.О. Лосского об онтологическом равенстве субстанциальных деятелей неизбежно отдаляет его от христианской антропологии, для которой характерно учение об исключительности человека, как образа и подобия Божия, занимающего посредствующее положение между духовным и физическим миром. Учение Готфрида Лейбница об индивидуальности как о вечном субстанциальном начале Н.О. Лосский сочетает с представлением о всеединстве, разделяемым многими русскими религиозными философами. Мир, по Н.О. Лосскому, представляет собой органическое целое, несмотря на кажущуюся раздробленность явлений и событий: «Раздробленность существует в мире и становится предметом знания, но она никогда не бывает совершенною раздробленностью. Всегда оказывается, что какие-либо А, В, С обособлены друг от друга лишь в каком-либо определённом отношении, а в некотором другом отношении у них есть единая основа, они принадлежат к одному целому…». Упорядоченность и взаимосвязь в многообразии пространственно-временных отношений вносят идеальные образования, например, математические формы, число и т.д., составляющие отвлечённо-идеальное бытие. Н.О. Лосский критикует те философские системы, в которых принцип системности и связанное с ним понятие отношения сводятся к субъективной сфере, и утверждает, что системность принадлежит самой природе: «Отказавшись от субъективности отношений, т.е. от ссылки на организующую деятельность ума познающего субъекта, приходится признать, что предмет сам в себе содержит организованность, системность и, следовательно, всевозможные отношения». Признавая реальность идеального бытия, Н.О. Лосский называет свою метафизическую систему идеал-реализмом. Субстанциальные деятели воплощают конкретность этого идеал-реализма, «системы, которая в сфере идеального (духовного) бытия находит не только отвлечённые идеи, правила, законы и т.п., но и конкретно-идеальные начала, именно субстанции, как живые существа». В системе Н.О. Лосского «конкретное имеет приоритет над отвлечённым», ибо идеи сами по себе недеятельны, однако могут быть реализованы субстанциальным деятелем: они «определяют его деятельность только как нормирующая основа, свободно заменяемая другими идеями, а не как законосообразно необходимая природа».

 



 
PR-CY.ru