ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - Страница 5

Потенциальные личности «бессознательно стремятся достигнуть более сложной формы жизни». Действительные личности живут психической, душевной жизнью, а потенциальные личности, психоиды – психоидной. На всех ступенях психической жизни наличествует «стремление и усилие как элементы волевого акта: как душевные явления эти процессы обогащены сложно развитым внутренним содержанием, чувством, нередко знанием». Психоиды обладают «предчувством» и «предсознанием», т.е. «элементарными переживаниями приятия и неприятия». На ступенях психоидной жизни действия отталкивания и притяжения однородны «со стремлениями и усилиями, входящими в состав типично душевной жизни». Объединяет психическое и психоидное стремление его интенциональный характер: «Оно есть процесс, направленный на объект и не имеющий смысла без своего объекта, вроде того как в познавательной деятельности внимание есть духовное напряжение, направленное на объект». Интенциональные стремления психоидной личности есть аналог воли психической личности. Таким образом, материальные процессы не есть чисто механические, но всегда «психоидно-механические» или «психо-механические». Таким образом, все субстанциальные деятели, по Н.О. Лосскому, «даже свободный электрон», живые существа, их жизнь – это «целестремительная творческая активность, имеющая характер длясебябытия». Персонализм Н.О. Лосского телеологический, а не бесцельно механический. Неживыми существами являются только «сочетания деятелей, произведённые сообразно отвлечённой идее». Конкретный идеал-реализм в задумке Н.О. Лосского есть философия живого бытия, которая «приучает к интуитивному видению конкретно-идеальных начал, а их созерцание ведёт к постижению целесообразности бытия, свободы, творчества, жизни». Электроны, атомы, молекулы, кристаллы, Земля, Солнечная система, вселенная, растения, животные, человек, нации, государства – живые цельности, живые существа. Так, Дух Земли есть планетарная личность, стоящая во главе живого существа Земли. Дух нации стоит во главе живой цельности нации. Так же и народ как целое есть личность: «Согласно персоналистической метафизике, каждый народ есть личность высшего порядка, чем личное бытие каждого отдельного человека: лица, принадлежащие к составу народа, суть органы народа; конечно, они только отчасти живут интересами народа, как целого, отчасти же ведут свою самостоятельную жизнь». Согласно Н.О. Лосскому, каждый субстанциальный деятель создан по образу Божию, «на основе которого может осуществить и подобие Божие своими творческими усилиями при благодатной помощи Божией».

 



 
PR-CY.ru