ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - Страница 2

3 июня 1902 г. в церкви великомученицы Варвары города Веве Н.О. Лосский обвенчался с Людмилой Владимировной Стоюниной (1875–1943 гг.). Перед венчанием протоиерей Николай Петрович Апраксин (1847–1907 гг.), настоятель Крестовоздвиженского собора в Женеве, исповедовал Н.О. Лосского и позволил ему не подходить к причастию, поскольку Н.О. Лосский объявил о своём неверии. Обряд венчания, по словам Н.О. Лосского, пробудил в нём осознание того, что «венчание есть таинство, завершающее и оформляющее духовно-телесную связь, создающее в органическом целом Церкви новое единство, поддерживаемое сверхчеловеческою силою». В 1903 г. Н.О. Лосский защитил в Санкт-Петербургском университете магистерскую диссертацию по книге «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903 г.), где утверждал, что «вся жизнь «Я» состоит из процессов, имеющих строение волевого акта или начала его». В 1907 г. в Московском университете Н.О. Лосский защитил докторскую диссертацию по книге «Обоснование интуитивизма» (1906 г.), где утверждалось, что всякое познавание есть видение самой действительности. Гносеология интуитивизма, по Н.О. Лосскому, была призвана с единой позиции истолковать и опытное познание науки, и метафизическое умозрение, и опыт проникновения мистиков в божественный мир. Интуитивизм отбрасывает каузальную теорию восприятия и утверждает «надпричинную, надвременную и надпространственную координацию субъекта со всеми предметами всего мира». В книге «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938 г.) Н.О. Лосский дополнил свою концепцию интуитивизма «подробным исследованием вопроса о чувственных качествах, о видах идеального бытия, об отношении абстрактно-идеального бытия к реальному, то есть к временному и пространственно-временному бытию, и учением о мистической интуиции». Оставшимися неразработанными он называл вопросы о транссубъективности чувственных качеств, об отношении между идеальным и реальным бытием, об интуиции металогического бытия. Постепенно Н.О. Лосский перешёл от разработки гносеологии к построению метафизической системы, которую назвал «идеал-реализмом» и развил в книге «Мир как органическое целое» (1917 г.). В книге Н.О. Лосский утверждает, что мир состоит из индивидуальных существ, действительных и потенциальных личностей. Это – номиналистическая струя в философии Н.О. Лосского, которая сочетается с реализмом: «Все общие идеи принадлежат к области отвлечённо-идеального бытия, и существуют они не иначе как в составе конкретных субстанциальных деятелей: они принадлежат им, как первозданные формы их деятельности (например, принципы строения времени, пространства и т.п.) или как выработанные ими самими правила деятельности (идея гекзаметра, лошадности и т.п.)».

 



 
PR-CY.ru