ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - Страница 4

В многочисленных сочинениях Н.О. Лосский наиболее полно и систематично представил русское неолейбницианство. Его философская система охватывает онтологию, гносеологию, психологию, этику и эстетику. Свою метафизику Н.О. Лосский считал «разновидностью монадологии» Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716 гг.). Одним из исходных понятий в философской системе Н.О. Лосского исследователи называют понятие «субстанция»: «Тожественный носитель различных свойств и событий, остающийся абсолютно устойчивым, т.е. тожественным, несмотря на смену принадлежащих ему свойств и событий…, называется субстанцией». Вид субстанциализма, по Н.О. Лосскому, зависит от: 1) качества субстанций: материалистический (Демокрит), спиритуалистический (Готфрид Лейбниц), пантеистический (Бенедикт Спиноза); 2) количества субстанций: монистический (Бенедикт Спиноза), дуалистический (Рене Декарт), плюралистический (Готфрид Лейбниц). Субстанция у Н.О. Лосского есть «конкретно идеальное бытие, живое, деятельное, самостоятельное». Идеальность бытия субстанции означает его сверхвременность и сверхпространственность. Субстанция находится вне времени и пространства и господствует над ними. Она «творец своих состояний во времени и носитель их». «Субстанция и творимый ею процесс неразрывно спаяны друг с другом, образуют единое целое, в котором один аспект есть сверхвременная субстанция, а другой аспект – временной процесс». Субстанции вечны, причём не в смысле бесконечной длительности, а в смысле полной свободы от временных определений. Чтобы подчеркнуть активность субстанций, Н.О. Лосский вводит понятие «субстанциальный деятель». Субстанциальные деятели в его системе – это личности, «подобно тому, как всякого человека мы считаем личностью». В силу личностного характера, субстанциальные деятели в основе своей металогичны. Каждый субстанциальный деятель является творцом своих состояний, самостоятельным, деятельным, живым «носителем реальных, временных и пространственных процессов», причиной, порождающей эти процессы. Н.О. Лосский различает субстанциальных деятелей по степени развития и вводит для этого понятия «действительная личность» и «потенциальная личность». Действительной личностью Н.О. Лосский называет «существо, сознающее абсолютные ценности нравственного добра, истины, красоты и долженствование осуществлять их в своём поведении». Пример такой личности – человек. Потенциальные же личности – это животные, растения, «вплоть до электронов и, может быть, ещё более элементарных существ, которые будут открыты».

 



 
PR-CY.ru