ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - Страница 8

I. Бог. На вершине мировой иерархии находится Абсолют, Бог. Н.О. Лосский утверждает, что «никакая группа положительных определений не может быть выражением природы Абсолютного самого по себе». Бог – «существо, стоящее выше логических законов, т.е. существо металогическое (сверхлогическое)». Абсолютное «во всех отношениях свободно от ограничений, от какой бы то ни было конечности». Абсолютное – не личность, не дух, не воля, не разум, не бытие, не многое, не простое. Бог – основа мира – есть начало сверхличное, сверхдуховное, сверхразумное, сверхсистемное, сверхорганическое, сверхбытийственное, сверхмировое. Н.О. Лосский указывает, что, применяя к Богу понятия «личность», «любовь», «разум», «бытие» и проч., можно выразить лишь мысль, что в Боге есть «то ценное, что связано с личным бытием, с любовью, разумом, но вовсе не в такой форме, как человеческая личность, любовь, разум»; следовательно, всё ценное принадлежит к области Божества. Бог сверхсубстанциален, и лишь в отношении к миру Он «обнаруживается, как субстанция». По существу же Бог трансцендентен миру, «несравним и несоизмерим с миром». Акцентируя трансцендентность Бога миру, Н.О. Лосский критикует тенденцию чрезмерного сближения мира и Абсолютного в философии всеединства, которое чревато непреодолимыми затруднениями, характерными для пантеизма. В частности, он подвергает критике философию Семёна Людвиговича Франка (1877–1950 гг.) за стирание грани между миром и Абсолютным. Вместе с тем, согласно Н.О. Лосскому, ошибочно и представление о противоборстве мира и Абсолютного и о покорении мира Абсолютным. Избежать этих крайностей Н.О. Лосский стремится, опираясь на христианское учение о Боге как Творце, а также на собственное учение о Царстве Духа.

 



 
PR-CY.ru