ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - Страница 9

II. Царство Божие. Субстанциальные деятели могут вступать в союзы, образуя тем самым более или менее устойчивые системы. Такими союзами, по Н.О. Лосскому, являются системы атомов, молекул, организмы растений и животных, планета Земля, Солнечная система и т.д. Во главе каждого целого стоит деятель «более высокоразвитой», чем подчинённые ему деятели: «Несколько деятелей, усвоив стремления одного более высокоразвитого деятеля и сочетая свои силы для осуществления их, образуют на более или менее продолжительное время относительно целостное единство высшего порядка, чем обособленное существо». Поскольку «одно и то же существо может в одном отношении принадлежать к одной системе, а в другом – к другой», иерархию мирового устройства нельзя изобразить в виде пирамиды. Н.О. Лосский подчёркивает также ограниченность любого такого союза в силу того, что каждый субстанциальный деятель остаётся свободным в рамках любого взаимодействия. Эта свобода способна привести к нарушению в функционировании системы, к возникновению разлада и к распаду союза. Союз субстанциальных деятелей Н.О. Лосского аналогичен «сложной субстанции» Готфрида Лейбница, роду как единому организму Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775–1854 гг.), а также «сложной монаде» Николая Васильевича Бугаева (1837–1903 гг.). Высшим видом союза Н.О. Лосский называет соборное единение субстанциальных деятелей, в котором сочетается «творческая сила деятеля с силою Господа Бога и всех других деятелей, поскольку они идут по пути совершенного единения с Богом, т.е. любви к Богу». В соборном созидании единого целого «осуществляется полнота бытия как самопереживание каждого из участников созидания целого…, полнота Божественного бытия с деятельным соборным участием в ней тварей Божьих». В соборном творчестве многих деятелей раскрывается индивидуальность каждого, и достигается подлинная гармония мироздания. История мира видится Н.О. Лосским единством историй субстанциальных деятелей и их союзов, т.е. своеобразных «биографий» индивидуумов. Царство Божие, или Царство Духа, в системе Н.О. Лосского, это – «абсолютное творение», множество существ, образующих конкретное единство, «единство жизни всех в добровольном, свободном единении с Абсолютным». В Царстве Божьем нет эгоистического обособления и взаимоисключения, всякая часть этого Царства существует для целого, и, наоборот, целое существует для каждой части. Вследствие полного взаимопроникновения всего всем здесь исчезает различие между частью и целым: всякая часть есть и целое.

 



 
PR-CY.ru