ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - Страница 19

Страшный суд Божий в понимании Н.О. Лосского совершается непрестанно над каждой нравственно свободной личностью. И адские мучения, и райское блаженство «в основе своей имманентны, а не даны извне». Бог никого не карает: «Как абсолютное добро, Он просто не участвует ни в каком зле, и эта богооставленность наша, поскольку мы злы, неизбежно влечёт за собой всевозможные виды разрушения и страдания до тех пор, пока тьма не удалится из самых сокровенных глубин сердца, и оно сполна будет пронизано Божественным светом». Зло (даже сатанинское) никогда не может стать абсолютным: «...Во-первых, в его составе всегда есть первозданное добро и выработанные деятелями качества и способности, сами по себе положительные (например, ум, находчивость, изобретательность), но только использованные для дурных целей; во-вторых, и сами злые деяния, бедствия и несовершенства нашей жизни, являющиеся следствием нашего себялюбия, побуждают к творческим усилиям выработки всё новых и новых форм жизни и, в конце концов, ведут к преодолению основного нравственного зла себялюбия». Даже в состоянии падения субстанциальный деятель сохраняет связь со всем миром и потому имеет в своём подсознании своё будущее совершенное творчество как маяк и масштаб для оценки своего поведения, т.е. как свою нормативную индивидуальную идею. «Сверхсатаны» не существует. Ненависть к Богу и Его творению была бы и ненавистью к себе как к творению: «Невозможность непосредственной ненависти к Богу и ко всему бытию, как таковому, есть одно из следствий неосуществимости вообще абсолютного зла». Зло, считает Н.О. Лосский, может служить и целям добра, быть средством борьбы за доброе дело: например, в деятельности императора Петра I, в убийстве императора Павла I, в революциях и гражданских войнах и т.п. Даже личные и общественные бедствия, по мысли Н.О. Лосского, могут иметь «целительный смысл», т.к. в них «вырабатываются всё новые и новые способности, увеличивается объём сознания и знания, воспитывается рассудок и разум, расширяется кругозор, а главное, накопляется опыт ценностей, и приобретается всё более отчётливое переживание ранга их». Н.О. Лосский высказывает уверенность, что в конечном счёте все спасутся, Бог восторжествует со всеми свободно вернувшимися к Нему субстанциальными деятелями.



 
PR-CY.ru