ЛЕТОПИСАНИЕ - Страница 9

Для XV в. характерны объединительные тенденции в русских княжествах и соответственно обострившаяся политическая и идеологическая борьба, которая провоцировала более частый пересмотр летописных текстов, особенно в Москве и Новгороде, что также способствовало составлению общерусских сводов (т.е. таких, которые не ограничивали внимание историей какой-то одной земли, подобно большинству памятников XII–XIV вв.). Кроме того, это время становления книжной культуры в новых монастырях-землевладельцах (Троице-Сергиевом (см. Троице-Сергиева лавра), Кирилловом Белозерском мужском монастырях и др.), что также сказалось на развитии летописания. Наконец, в XV в. в широкое употребление вошёл более дешёвый, нежели пергамен, материал для письма – бумага, что облегчило составление новых летописных текстов. Общерусский митрополичий свод начала XV в., составленный в Москве и доведённый до 1408 г., отразился в «Троицкой летописи». В этом своде были использованы летописные материалы из Москвы, Твери, Новгорода, Суздаля, Ростова и др. Особое внимание в своде уделялось митрополиту Киевскому Киприану, вскоре после смерти которого (1406 г.) свод был составлен. Тверская обработка этого свода (или, может быть, его протографа), охватывающая события до 1412 г., отразилась в «Симеоновской» и «Никоновской» летописях и в «Рогожском летописце». Особую группу памятников летописания составляют новгородско-софийские летописи: «Новгородская Карамзинская» (единственный список рубежа XV и XVI вв. (Российская национальная библиотека), имеющий необычную структуру: летописный текст в нём разделен на две подборки), «Софийская первая» (представлена старшим и младшим изводами; списки с 1460–1470 гг.) и «Новгородская четвёртая» (также имеющая старший и младший изводы; списки с 1470 гг.). Эти летописи отражают сводческую активность в Новгороде, Москве и, возможно, в Троице-Сергиевом монастыре в первой половине XV в. и по-разному сочетают известия, взятые из новгородского летописания, из летописи типа «Троицкой», а также из других источников. В новгородско-софийских летописях впервые появляются обширные повести о Куликовской битве, нашествии хана Тохтамыша, «Слово о житии и преставлении» святого благоверного князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича Донского и др. Если в «Софийской первой летописи» доля новгородских известий сравнительно невелика, то в «Новгородской Карамзинской» она существенно больше, в «Новгородской четвёртой» – ещё значительнее. Существует две основные гипотезы относительно того, как соотносятся между собой новгородско-софийские летописи. Согласно первой, в их основе лежит так называемый Новгородско-Софийский свод (учёные датируют его временем от 1410 гг. до 1448 г.), который впоследствии по-разному редактировали в Новгороде и Москве (А.А. Шахматов, Яков Соломонович Лурье, Михаил Алексеевич Шибаев).

 



 
PR-CY.ru