ЛЕТОПИСАНИЕ - Страница 6

Так, большинство учёных считают, что у истоков русской историографии стоял какой-то пространный, не разделённый на годы текст о древнейшей истории Руси (Древнейший свод, Древнейшее сказание, «нарративное ядро»). Учёные по-разному датируют этот памятник – 990 гг., 1010, 1030 или 1060 гг. и определяют его содержание. Во второй половине XI в. в Киево-Печерском монастыре этот памятник был, по-видимому, соединён с краткими анналами, которые велись на протяжении XI в., в результате чего сформировался летописный жанр в известной в настоящее время форме. Конкретная история летописания второй половины XI – начала XII вв. тоже составляет предмет дискуссий. А.А. Шахматов в работах конца XIX – начала XX вв. предложил реконструкцию древнейших этапов летописания, ключевым моментом которой стал так называемый Начальный свод – киево-печерский памятник 1090 гг. Согласно А.А. Шахматову, в составе «Новгородской первой летописи» младшего извода (списки середины XV в. и позже) сохранился текст за IX – начало XI вв., более ранний, чем «классическая» «Повесть временных лет…». В этом тексте отсутствует ряд фрагментов «Повести временных лет…», заведомо известных как вставные (например, рассказ о четвёртой мести равноапостольной княгини Ольги (Елены)), нет договоров Руси с Византией, части цитат из хроники Георгия Амартола и др. Эту гипотезу А.А. Шахматова поддерживает значительная часть учёных (Олег Викторович Творогов, Алексей Алексеевич Гиппиус, Алан Тимберлейк, Пётр Сергеевич Стефанович и др.), другие же настаивают на вторичности текста «Новгородской первой летописи» в сравнении с «Повестья временных лет…» (Василий Михайлович Истрин, Сергей Алексеевич Бугославский, Д. Островский, Т.Л. Вилкул и др.). Кроме «Начального свода» 1090 гг. восстанавливается ещё один, более ранний этап киево-печерского летописания – свод 1070 гг., часто атрибутируемый преподобному Никону Печерскому. Исследователи не исключают, что именно Никон соединил Древнейшее сказание с краткими анналами, впервые создав развёрнутую погодную летопись. Иногда исследователи реконструируют ещё один, более ранний этап летописания: по А.А. Шахматову, новгородский свод около 1050 г.; по А.А. Гиппиусу, киевский свод около 1060 г. Среди исследователей нет ясности и с процессом составления «Повести временных лет…» в 1010 гг. В части списков «Повести временных лет…» содержится запись игумена киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря святителя Сильвестра (впоследствии епископ Переяславский) о написании им летописи в 1116 г. В то же время, судя по содержанию, «Повесть временных лет…» в своей основе сложилась в Киево-Печерском монастыре. Киево-печерская традиция, отразившаяся в «Киево-Печерском патерике», а также в «Хлебниковском списке» (XVI в.), приписывает создание «Повести временных лет…» монаху Печерского монастыря преподобному Нестору. Большинство учёных полагают, что Нестор был составителем «Повести временных лет…», а Сильвестр – переписчиком или создателем второй редакции (соответственно, «Повесть временных лет…» была создана в 1113 или 1115 г., а рукопись/редакция Сильвестра – в 1116 г.). Однако есть точка зрения, согласно которой единственным автором «Повести временных лет…» был Сильвестр. Текст «Повести временных лет…» по «Ипатьевскому» и «Хлебниковскому» спискам имеет ряд особенностей в сравнении с другимии кодексами (дополнительные известия, другая редакция некоторых сообщений, например, рассказа о призвании варягов).

 



 
PR-CY.ru