ЛЕТОПИСАНИЕ - Страница 31

Некоторые известия о событиях церковной жизни исследователи встречают во «Львовской летописи» – наиболее крупном местном повествовании о событиях, происходивших на Украине в 1620–1640 гг. Здесь рассказывается о разорении польским войском киевских монастырей во время восстания 1630 г., о посвящении Петра (Могилы) во Львове. Среди украинских летописей второй половины XVII – начала XVIII вв. исследователи называют наиболее ранним памятником «Летопись Самовидца», написанную духовным лицом, протопопом, служившим сначала в Брацлаве, а затем в Стародубе. Однако события церковной жизни получили в этом тексте слабое отражение. Автор даже не всегда отмечает смены на Киевском митрополичьем столе. Те или иные высокопоставленные представители духовенства, главным образом, упоминаются, когда они принимают участие в политической борьбе. Лишь с 1670 гг. в источнике появляются сообщения о некоторых событиях церковной жизни, связанных, в основном, со Стародубом. Особый интерес для исследователей представляет рассказ о поездке автора как посла митрополита Иосифа (Тукальского) к Константинопольскому патриарху (1670 г.). «Летопись Самовидца» послужила одним из главных источников важнейшего памятника украинского летописания первой половины XVIII в. – «Летописи» Грабянки. Как показано в работах Андрея Марковича Бовгири, краткая редакция памятника была составлена духовным лицом, уделявшим внимание событиям церковной жизни. Однако эта редакция остаётся неизданной, а в «Пространной редакции» памятника, которую теперь связывают с именем Грабянки, этот материал подвергся сильному сокращению. Особое место среди этих памятников занимает «Летопись» Самуила Величко, который отвёл заметное место описанию событий церковной жизни на Украине (главным образом, на Левобережье) во второй половине XVII в. Часть сведений он заимствовал из сочинений церковных писателей того времени, прежде всего, Иоанникия (Галятовского), но часть восходит к не известным исследователям источникам, как, например, известия о Мгарском монастыре. В 1690 г. Самуил Величко стал служащим гетманской канцелярии, и это дало ему возможность включить в свою летопись большое количество грамот 1690 гг., отражающих борьбу против распространения унии, отношения Московского патриарха со светской и с церковной властью на Левобережной Украине, местных иерархов с гетманской властью и представителями Восточных церквей. Для более позднего времени исследователи отмечают составленную в XVIII в. в Могилёве «Хронику» Т. Сурты и Трубницких. В ней помещены известия о возвращении в 1633 г. православным в Могилёве храмов, которые были закрыты в течение двадцати лет, и о восстановлении их при помощи Огинских, о митрополите Иосифе (Тукальском) и о его заключении в Мальборке, о приезде в Могилёв в 1699 г. епископа Серапиона (Полховского), о его смерти и похоронах в 1704 г., о приезде епископа Сильвестра (Святополк-Четвертинского) в 1707 г., о репрессиях против униатов царя Петра I Алексеевича в Полоцке, об ограблении шведами в 1708 г. храмов в Могилёве; далее содержатся известия, связанные с деятельностью епископа Иеронима (Волчанского) в 1840 гг.



 
PR-CY.ru