«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ИАКОВА» - Страница 5

Исследователям известны около сорока греческих рукописей (включая фрагменты) «Литургии апостола Иакова». Однако примерно половину общего числа полных рукописей исследователи датируют XV в. и позднее, так что их аутентичность сомнительна. Древнейшая известная исследователям к настоящему времени греческая рукопись «Литургии апостола Иакова» обнаружена в числе новых синайских находок (в 1975 г. во время ремонтных работ в монастыре великомученицы Екатерины на Синае была открыта комната, заполненная рукописями; в каталоге Панагиотиса Николопулоса 1998 г. рукопись не упоминается, поскольку была описана уже после его публикации). Она представляет собой несколько целых страниц и разного размера фрагменты страниц, некогда входивших в бумажный кодекс, судя по почерку, созданный в VIII–IX вв. (некоторые сомнения в датировке у исследователей вызывает материал рукописи; впрочем, бумага уже была к тому времени известна в арабском мире). Рукопись содержит молитвы и части молитв «Литургии апостола Иакова» – от чтения Евангелия до лобзания мира. Примерно те же молитвы содержит и пергаменный свиток XI в. Другой пергаменный свиток XI в. включает почти всю «Литургию апостола Иакова», кроме начальных и (на обороте свитка) заключительных молитв. Рукопись некогда использовалась на Синае – в анафоре содержатся поминовения почивших Иерусалимских патриархов, вплоть до Христодула (966–969 гг.) и Фомы (969–978 гг.), а также Синайских епископов, вплоть до Иоанна, как полагают исследователи, Иоанна IX (1071–1091 гг.). Ещё один свиток XI в. написан на бумаге и содержит только возгласы «Литургии апостола Иакова» на греческом языке, продублированные переводом на арабский язык (таким образом, рукопись, по мнению исследователей, предназначалась для арабоязычного священника). Множество литургических указаний на арабском языке есть в бумажном кодексе 1097–1098 гг. (в каталоге П. Николопулоса его нет), в котором сохранился почти полный текст «Литургии апостола Иакова», за исключением лишь начальных молитв. Подобные же указания, но в меньшем количестве есть и в бумажном кодексе XI в., который сохранился хуже, чем предыдущий, но всё же содержит достаточно большие части текста «Литургии апостола Иакова»; в качестве правящего архиерея здесь упоминается Иерусалимский патриарх Софроний II (1040–1059 гг.). Исследователи не сомневаются, что наличие указаний сугубо практического характера в рукописях вплоть до конца XI в. (равно как и включение в них имён правящих епископов) свидетельствует о том, что «Литургия апостола Иакова» в то время ещё сохранялась в богослужении Иерусалима и Синая.

 



 
PR-CY.ru