«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ИАКОВА»

«ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ИАКОВА» – общее название нескольких чинов литургии, так или иначе связанных с традицией Иерусалимской православной церкви. Основателем литургической традиции Иерусалимской церкви считается её первый епископ – апостол от 70 Иаков, брат Господень (ср.: Гал. 1:18–19). Однако значение Иерусалима как административного, культурного и религиозного центра после разрушения города в результате Иудейских войн и постройки римским императором Адрианом на его руинах римской колонии Элия Капитолина практически сошло на нет. Тогда же изменился и статус находившейся в городе христианской общины, которая сложилась заново, поскольку прежнее население Иерусалима покинуло его практически полностью. К IV в. епископская кафедра Элии Капитолины находилась в канонической зависимости от митрополии Кесарии Палестинской и вряд ли обладала самостоятельной литургической традицией. Поэтому о преемственности между богослужением первохристианской общины, возглавлявшейся святым Иаковом, братом Господним, и теми текстами средневековых богослужебных рукописей, которые озаглавлены как «Литургия апостола Иакова», исследователи могут говорить только с очень большой долей условности. Исследователи считают достаточно показательным также то, что в раннехристианских литургико-канонических памятниках апостолу Иакову, брату Господню, составление литургии отнюдь не усваивается. Так, в «Канонах святых апостолов» (III в.) регламентация евхаристического богослужения приписывается апостолам Петру и Иоанну Богослову, а в «Апостольских постановлениях» (около 380 г.), якобы записанных Климентом Римским, – их братьям: апостолу Андрею Первозванному (литургия оглашенных) и апостолу Иакову Зеведееву (литургия верных); апостолу Иакову, брату Господню, «Апостольские постановления» усваивают лишь чины вечерни и утрени, о приносящих начатки и заупокойные. Однако при епископах Макарии (при котором равноапостольными Константином I Великим и его матерью Еленой было начато строительство христианских храмов на местах Распятия, Воскресения и Рождества Христовых), при Максиме (при котором состоялось освящение главного храмового комплекса города – см. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме) и особенно при КириллеИерусалимском город постепенно восстановил своё значение главного религиозного центра в Палестине и одного из важнейших на Востоке в целом. В частности, литургическая традиция Иерусалима (см. ст. Иерусалимское богослужение) к концу IV в. отличалась самобытностью и была даже более развита, чем богослужение других христианских центров того времени. Так, паломница конца IV в. Эгерия писала об этой традиции следующее: «Приятнее всего и наиболее примечательно здесь то, что всегда, как песни, так и антифоны и чтения, а также и молитвы, произносимые епископом, читаются так, что всегда оказываются приспособленными и подходящими ко дню, который празднуется, и к месту, где совершается служба» («Православный Палестинский сборник. 1889 г., том 20). Эти и другие достоинства иерусалимской богослужебной традиции (равно как и то, что Иерусалим стал местом постоянного литургического взаимообмена между представителями самых разных христианских центров, посещавшими город с целью паломничества) привели к тому, что и евхаристическая литургия Иерусалима, в какой-то момент своей истории получившая имя «Литургии апостола Иакова» (но не в смысле непосредственного авторства апостола Иакова, а в смысле принадлежности этой литургии к кафедре, которую он некогда основал), сделалась известна достаточно широко.

 



 
PR-CY.ru