КРЕСТ - Страница 30

В эпоху Ренессанса алтарные и процессионные кресты были, в основном, из серебра с позолотой и золота, иногда с драгоценными камнями и эмалью. Кресты-реликварии могли использовать как алтарные: серебряный крест из баптистерия во Флоренции (Музей собора), который приписывают Антонио дель Поллайоло (1457–1459 гг.), сделан как реликварий, но был переделан позже для алтаря. Огромный спрос на процессионные и алтарные кресты в XV в. заставил многих художников (например, Николя Галлуччи) специализироваться на их производстве. Несмотря на то, что со временем их появилось много, существовали и уникальные произведения, например, ирландский процессионный крест из аббатства Лислахтин (графство Керри, Национальный музей, Дублин), с длинной надписью на ветвях, сохранившей имя художника – Уильям, сын Корнелия и дату создания – 1479 г. На нём изображены распятие и орнамент в виде виноградной лозы; в квадрифолиях на концах ветвей представлены символы евангелистов. На восьмигранном подножии помещены фигуры благословляющих священников, держащих кресты. Католический обычай носить кресты как знак епископского достоинства поверх альбы (после эдикта папы Римского Пия V «Missale Romanum», 1570 г.) был подтверждён Климентом VIII в «Ceremoniale Episcoporum» (1600 г.). Такие кресты могли иметь как украшения-инсигнии и другие клирики высокого ранга. Сохранилось множество крестов XVI в.: процессионный из Испании мастера Хосе Франсес (1547 г., Музей Виктории и Альберта в Лондоне); из Италии – золотой крест, выполненный М. ди Бастиано Сбарри и А. Джентили (1548–1582 гг.) для главного алтаря собора святого Петра в Риме, на нём укрепили скульптурную фигуру Христа работы Джакомо делла Порта (1571 г.). Около 1657 г. папа Римский Александр VII заказал два новых алтарных креста для собора по проекту Джованни Лоренцо Бернини, отлитых в бронзе Пьетро Гварньери по моделям Эрколи Ферраты (1658–1661 гг.). В XVIII в. для изготовления крестов стали использовать новые материалы, включая фарфор. По заказу польского короля Августа III было сделано не меньше двух фарфоровых наборов для алтарей (мастер Иоганн Кендлер); меньший (1736 г.; Музей собора в Урбино), включавший алтарный крест, подсвечники и две статуи апостолов, был подарен кардиналу Алессандро Альбани. В XIX в. тенденция к упрощению форм креста сосуществовала с интересом к Средневековью, что особенно проявилось в псевдоготике северных стран и Англии (стиль Огастеса Уэлби Нортмора Пьюджина). Выложенные серебром процессионные кресты (1850 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон) делал Джон Хардман (1811–1867 гг.) в Бирмингеме. В ХХ в. кресты, в основном, имеют упрощённые формы, например, крест работы Дж. Бенни (1930 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон).

 



 
PR-CY.ru