КРЕСТ - Страница 28

Исследователи отмечают, что не существовало специальных предписаний о материале для изготовления алтарных и процессионных крестов в Средневековье, сохранившиеся – в основном, бронзовые или медные, обычно золочёные. В описях часто упоминаются золочёное серебро и золото, под последним, как полагают исследователи, также подразумевалась позолота. В бедных приходах кресты могли быть деревянными. Редкие примеры крестов из слоновой кости – английский крест с изображением Распятия, середина XII в. («Клойстерс», Метрополитен-музей, Нью-Йорк); крест Гунхильды, до 1076 г. (Национальный музей Дании, Копенгаген) и др. Лиможские эмалевые кресты со второй половины XII в. распространились по всей Европе. Процессионные кресты часто украшали драгоценными камнями и жемчугом, например, крест Лотаря (конец X в., сокровищница собора в Ахене); в их перекрестьях располагаются мощи, как в «большом» кресте святого Бернхарда (Музей собора в Хильдесхайме). Основная форма алтарных и процессионных крестов – латинский с прямыми концами, которые могут быть расширенными, трапециевидными, крестовидными или закруглёнными. Расширенные концы особенно часто исследователи встречают у ранних крестов, например, крест IX–XI вв. из сокровищниц соборов в Овьедо (Камара-Санта) и в Эссене. Имперский крест (так называемый крест Лайоша Великого Венгерского) из сокровищницы дворца Хофбург в Вене (между 1370 и 1382 гг.) – древнейший сохранившийся с квадратами на концах. С XIII в. становятся распространёнными кресты с концами в виде лилий или трифолиев; сохранились также несколько крестов с ветвями по бокам, например, крест из коллекции Салтыкова музея Виктории и Альберта в Лондоне (1150–1160 гг.). Распятие на алтарных и процессионных крестах не изображалось до конца Х в., ранние примеры – крест аббатисы Матильды и герцога Оттона из собора в Эссене (983–984 гг.) и «малый» крест святого Бернхарда, епископа Хильдесхайма. Фигуру распятого Христа могут сопровождать Дева Мария, Иоанн Креститель, восстающий Адам или ангелы. Оборотная сторона бывает пустой или украшенной изображениями Агнца Божия в центре, символов евангелистов на концах, надписями и орнаментом в виде винных лоз. В Англии не позднее VII в. появился обычай устанавливать монументальные «высокие кресты» и вертикальные плиты с крестом из камня – они в большом количестве (несколько сотен) сохранились в Нортумбрии, Мерсии и Восточной Англии. Кресты могли отмечать границы территории монастырей и важные перекрёстки, места, связанные со святыми и чудесными событиями. Простые по типологии, они обычно обработаны со всех сторон, имеют квадратный или прямоугольный в сечении центральный ствол, изредка круг в центральной части.

 



 
PR-CY.ru