КРЕСТ - Страница 25

В книжной иллюминации средневизантийского времени такие кресты часто были сюжетами отдельных миниатюр, служивших заставками (например, шести- или восьмиконечный крест со жгутами-перехватами в перекрестьях (имитация мощевиков?) в константинопольской рукописи Евангелия Евсевия Кесарийского (1080–1100 гг.); «Крест Константиновский» в Гомилиях Григория Назианзина (между 879 и 882 гг.); на нескольких миниатюрах из Библии королевы Кристины (константинопольская рукопись X в.) изображён четырёхконечный crux gemmata с ветвями базилика (символ царственности – пурпурный цвет и пряный запах; в русском варианте – василёк) у основания, под аркой на колонках, на синем сияющем фоне. Отдельный род монументального украшенного креста с портретом в круге на перекрестье восходил к образцам поздней Античности (например, в мозаике апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне) и был унаследован императорским придворным искусством, о чём свидетельствуют авории (пластинки из слоновой кости), где подобный тип креста несёт императорский портрет (середина X в., в Дамбартон-Окс, Вашингтон и в Музее замка в Готе, Тюрингия, Германия). В русском искусстве позднего Средневековья (XV–XVII вв.) изображение процветшего креста наряду с венком на перекрестье, орудиями страстей у подножья и поклоняющимися ангелами получило дополнения, служащие топографическим определением для Голгофы и Иерусалима (горки и глава Адама, городская стена). В таком виде композиция с крестом становится сюжетом церковных пелен и покровов (1557 г., Сергиево-Посадский государственный историко-архивный и художественный музей-заповедник), оборотов икон (оборот иконы XII в. «Спас митрополита Киприана», около 1518 г., Успенский собор Московского Кремля, музеи Московского Кремля); в медальонах с образами святых, пророков и апостолов, святителей – в композиции для русского цикла миниатюр «Космографии» Космы Индикоплова в ряде рукописей новгородского происхождения первой половины – середины XVI в. Исследователи отмечают, что крест в книжной иллюминации может предстать как символ Второго пришествия. Так, в Евангелии с миниатюрами армянского художника Тороса Рослина (1262 г.) длинное древко креста пересекает страницу по вертикали, одновременно крест является центром Этимасии, которую несут в мандорле две симметричные группы ангелов. В виде креста располагают элементы миниатюр (человеческие фигуры в круге, символизирующие антиподов в «Космографии» Космы Индикоплова, – Российская государственная библиотека, XV в.).

 



 
PR-CY.ru