КРЕСТ - Страница 23

В ранневизантийской иконографии крест постоянно соединяется с другими символами императорской власти (лабарум, венец, сфера-держава, круг-щит, престол или трон, – впоследствии формула для Этимасии – престола, уговтованного для Второго пришествия Христа). Появляются образы и композиции, где крест соединяют с темой Жертвы Господней: Христос Добрый Пастырь с агнцем, отмеченным знаком креста на голове, агнец с крестом. С эпохи императора Феодосия, в течение V–VI вв., крест занял место центрального символа в составе храмовой декорации (например, четырёхконечный инкрустированный крест с подписью «Спасение Мира» и медальоном в центре с образом Христа в конхе апсиды базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, около 526 г.). В эпоху иконоборочества в Византии изображениями креста заменяли традиционные композиции алтарных апсид в храмах и почитаемые изображения Христа на стенах городов и церквей (образ Христа Халкитиса). Судя по сохранившимся примерам, они могли восходить к образу Креста на Голгофе (мозаичный крест середины VIII в. в конхе церкви Святой Ирины (Святого Мира) в Константинополе с симметричными каплями-бусинами на концах перекладин и ступеньками в подножии). Как мотив настенной храмовой декорации (прежде всего, в технике фрески), независимый от фигурных композиций, крест сохранился в зрелом и позднем Средневековье в искусстве византийского круга. Он остаётся в символически значимых пространствах, прежде всего, алтаря, жертвенника, как, например, четырёхконечный золотой крест с камнями и жемчугом, с процветшими снизу ветвями (базилика?) (фреска юго-восточного столба за иконостасом Успенского собора Владимира, около 1150 гг.?); восьмиконечный процветший крест с косой нижней перекладиной, орудиями страстей и венцом (ниша жертвенника в стене новгородской церкви Спаса на Ковалёве, 1380 гг.). Процветшие кресты, сочетающие декоративную функцию с символической, широко распространены в декорации храмов на Балканах, особенно в оформлении откосов стен, столбов, пилонов, лопаток, чему способствует узкое пространство этих поверхностей. Исследователи встречают кресты с криптограммами (символы Христа на кресте в навершии композиций с фигурами пророков и аскетов на западной стене на хорах церкви в монастыре Грачаница).

 



 
PR-CY.ru