КРЕСТ

КРЕСТ – орудие казни Иисуса Христа, ставшее орудием искупления и спасения человека. Ветхий Завет содержит эпизоды, которые в христианской традиции воспринимаются как прообразы креста. В битве с амаликитянами Моисей обращается с молитвой к Богу, простёртыми руками изображая крест. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17:11–12). Патриарх Иаков благословляет детей Иосифа, при этом его руки, возлагаемые на них, образуют крест (Быт. 48:13–16). Псалмопевец призывает превозносить Господа и «поклоняться подножию Его», ибо «свято оно!» (Пс. 98:5) – что также символизирует крест. В видении пророку Иезекиилю предстают животные, с лицами, крыльями и т.д. (Иез. 1) – это видение креста. Расположение израильского воинства в пустыне частями вокруг Ковчега Завета (Числ. 2) воспроизводит фигуру креста. Крест прообразуется в Ветхом Завете не только по форме, но и по смыслу, и по действию: предызображением креста считается Древо жизни, произраставшее в раю (Быт. 2:9). «Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы жизнь и воскресение», – говорит Иоанн Дамаскин. Прообразами Креста Господня воспринимаются дерево, на которое Бог указал Моисею, и тот бросил его в горькую воду при Мерре, «и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:23–25); медный змей, поднятый Моисеем на знамени, – об этом прообразе говорит Сам Спаситель: «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому...» (Ин. 3:14). Все эти и другие прообразы креста упоминаются в богослужебных текстах. В христианстве особое место занимает почитание креста как символа победы над смертью. Культ креста естественным образом вырастает из православного учения об искуплении. По учению апостола Павла, Бог через Сына Своего примиряет с Собой «всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20); Бог «оживил» человека, простив ему все грехи, пригвоздив ко кресту «рукописание» его грехов (Кол. 2:14); Иисус Христос примиряет человека с Богом «посредством креста, убив вражду на нём» (Еф. 2:16). Для усвоения плодов искупительного подвига Христа человек должен последовать Его указанию: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Мф. 16:24; см. также: Мк. 8:34; 10:21; Лк. 9:23; ср.: Мф. 10:38; Лк. 14:27). В Римской империи крест считался позорным орудием казни: на кресте распинали опасных преступников, совершивших множество злодеяний. О распятых на кресте Священное Писание говорит как о проклятых пред Богом (Втор. 21:23). Поэтому, по словам апостола Павла, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»)» (Гал. 3:13). Спаситель взошёл на крест добровольно, ради спасения человека. Крест стал жертвенником, на котором принесена великая Жертва за всё человечество. «Неосуществимое над Сыном Божиим проклятие становится благословением; через крест все условия греха становятся условиями спасения». Крест разрушил силу греха; крест разрушил также силу смерти.

 



 
PR-CY.ru