КРЕСТ - Страница 24

Крест – обязательная часть иконографических формул, которые воплощают сюжеты церковной памяти об исторических событиях, связанных с возникновением, утратой, обретением и прославлением Животворящего Креста. В первую очередь, это – Воздвижение Креста, связанные с ним образы и житийные циклы императора равноапостольного Константина I Великого и его матери императрицы равноапостольной Елены; циклы Обретения Креста, Поклонения Кресту, Происхождения Честных Древ Креста; Распятие и связанные с ним сцены Страстного цикла (несение, поставление, восхождение на крест, снятие с креста, положение во гроб). В композиции «Воздвижение Креста» в византийском и древнерусском искусстве, прежде всего, в книжной миниатюре, преобладало изображение креста служебного (воздвизального) у архиерея. Крупные, монументальных размеров кресты-Распятия появляются лишь в иконах и фресках палеологовского времени. В России такой крест станет популярным только с эпохи патриарха Никона, что приведёт к созданию русских копий одной из главных иерусалимских святынь (Кийский крест; Распятие на Голгофе в храме Воскресения в Новом Иерусалиме). Крест с раннего времени становится непременным атрибутом мучеников различных чинов святости, в том числе апостолов: на энкаустической иконе апостол Пётр держит в левой руке четырёхконечный (латинский) крест на удлинённом древке (VI – первая половина VII вв., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Интерес для исследователей представляет соединение древнерусской иконографии голгофского Креста с образами русских святых и явленных им чудес, например, Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому на пеленах вкладов великого князя Василия III и Соломонии Сабуровой, 1525 г., и боярина Бориса Фёдоровича Годунова и его супруги Марии, 1578 г. (обе в Сергиево-Посадском государственном историко-архивном и художественном музее-заповеднике). В искусстве православного Востока Нового и Новейшего времени (XVIII–XIX вв.) подробно иллюстрировались апокрифы о Кресте и его древе, прежде всего, в печатных и живописных Проскинитариях, производимых в Иерусалиме и предназначенных для паломников из православных регионов Балкан, Молдавии, России. Изображения креста (особенно как самостоятельного образа, не связанного с Распятием Господним, композициями, иллюстрирующими события Нового Завета или церковные чинопоследования), всегда несли помимо исторического эсхатологическое значение. Они использовались для оформления богослужебных книг в качестве сюжета для оклада (например, из Сионского клада, середины VI в., ныне в Дамбартон-Окс, Вашингтон).

 



 
PR-CY.ru