КРЕСТ - Страница 26

К ранневизантийскому периоду исследователи относят композицию «Поклонение Кресту», восходящую к богослужениям Иерусалимской церкви; она является отражением традиции демонстраций креста на праздник Воздвижения Креста или в Великую пятницу, на амвоне с киворием, лестницей, занавесами (ранневизантийский стеклянный сосуд начала VI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). В средневизантийский период формируется несколько вариантов этой композиции, где могут быть акцентированы либо литургический аспект, как в Служебном Евангелии (конец XI в.), когда слева подходят клирики, кланяясь кресту, лежащему на престоле, справа стоит епископ (с нимбом) с кадилом и Евангелием в руках, а за ним три епископа (без нимбов); либо историко-символический, как в композиции с крестом, которому поклоняются ангелы, на покровенных руках несущие орудия страстей (на обороте двухсторонней иконы с Нерукотворным образом Спасителя на лицевой стороне (середина XII в., Третьяковская галерея). Подобная же композиция в позднем Средневековье соединяется с образом Спасителя, Которому ангелы, поклоняясь, несут орудия страстей, в том числе Крест, а святые кланяются, как на пелене «Спаситель, с ангелами и преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими» (начало XVII в., Вологодский областной краеведческий музей). Как вариант композиции «Поклонение Кресту» исследователи рассматривают тип икон с изображением Распятия и вмонтированным крестом, распространённый в иконописи Нового и Новейшего времени (в виде складней (кузовов) или отдельных пластин в технике медного литья с дополнениями цветной эмалью). На них Распятие окружено композициями на тему великих праздников и др., а сами подобные иконы получают таким образом функцию путевого иконостаса (подобные произведения наиболее распространены в культуре старообрядцев). Надписи на крестах различались в разные исторические периоды, а также отражали региональный характер. В ранневизантийское время они могли быть краткими, с использованием цитат из гимнов, например, «Salus Mundi» («Спасение Мира») на мозаике в апсиде церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (середина VI в.) или «Надежда Господня» и «Честь Господня» на двух серебряных блюдах с греческим крестом в центральном медальоне (начало VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). В византийском и древнерусском искусстве традиционны аббревиатуры имени Спасителя и «NIKA» («Победа»), а также надписи, цитирующие служебные тексты с «Похвалой кресту» («крест охранник всей вселенной…, крест демонов прогонитель» – надписи на Нерльском кресте (стоял на берегу реки Нерль близ Боголюбова монастыря, XII в.), вкладная надпись на новгородском кресте-мощевике конца XIII – начала XIV вв. из сокровищницы собора в Хильдесхайме (с композициями в технике черни: Распятие, архангелы и другие изображения) или с молитвой кресту, и многочисленные аббревиатуры.

 



 
PR-CY.ru