КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 9

Начинается шествие: впереди диакон с кадилом, затем крест, архидиакон с Евангелием и архиерей. После вступления на третий потамион архиерей останавливается, имея справа от себя Евангелие, а слева крест; и по произнесении диаконом: «Господу помолимся!» Он говорит: «Благословенна слава Господня от места святого своего всегда, ныне». Архиерей целует крест и Евангелие, на несущего крест иподиакона набрасывается фелонь, шествие идёт далее. В царских дверях притвора оно опять останавливается; архиерей обращается к востоку и молится, затем, покрывши голову, продолжает путь. По приходе литии на другое место, куда положено, певцы славят (doxaousi, поют тропарь, может быть со «Слава, и ныне»), бывает сугубая ектения с молитвой, при возгласе которой архиерей знаменует впереди себя; после преподания мира и главопреклонении молитва. Певцы поют тропарь, и лития движется далее». Впоследствии для каждого случая и общественных бедствий были составлены особенные каноны и молитвы. Отсюда чинопоследование крестных ходов стало принимать форму современных молебнов. Из различных священных предметов, которые носили на крестном ходе, обязательно был святой Крест, светильники и кадильницы, святое Евангелие, иконы Спасителя и Богоматери, а также святую воду для окропления мест, по которым совершалось шествие. С ношением креста постепенно стали носить священные знамёна или хоругви. Употребление хоругвей восходит к Константинополю, к IV в., когда император принимал участие в церковных ходах и преимущественно в победных. Константин I Великий заменил в своём войске знамя языческого Рима знаменем христианской церкви: крестом и царскими хоругвями со священными изображениями. В России крестные хода были приняты от греческой церкви и существовали на всём протяжении её истории. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов во всё последующее время – начиная от великих русских князей Ярослава I, Изяслава I, Владимира Мономаха, торжественно переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам по обычаю Константинопольской церкви. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много специальных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами её исторической жизни. С особой торжественностью и особым благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей всея Руси. Уже в XII в. существовала благочестивая традиция совершать крестные хода при перенесении мощей святых. 2 мая 1115 г. в правление Владимира Мономаха состоялось перенесение мощей святых Бориса и Глеба из старой церкви в новый каменный вышегородский храм. Собрались воеводы, бояре, духовенство и бесчисленное множество народа, которые при пении псалмов со свечами сопровождали останки святых. Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «По благословению новоизбранного царя, Василия Шуйского, митрополит Ростовский Филарет отправился в город Углич для обретения и перенесения мощей истинного царевича Димитрия. Святитель сподобился снова лицезреть убиенного царевича и приложиться к его ручке. По великой милости Божией мощи Димитрия оказались почти полностью нетленны, лишь в некоторых местах часть земле отдана.

 



 
PR-CY.ru