КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 20

В этот день богомольцы, по обетам или по вере в целительность вод, непременной обязанностью считают купаться в ключах, бьющих близ часовни». Такой крестный ход к часовне святого был широко распространённым выражением народного благочестия. Чаще всего сохранялось и местное предание о явлении иконы или о строительстве часовни. Такой ход приурочивали ко дню этого святого. Филарет (Дроздов) говорил: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идёшь под предводительством святых, которых иконы в нём шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную». Человек, осознавая своё бессилие, призывает на помощь Бога и Его угодников. Одной из особенностей совершения этих торжественных шествий есть то, что они совершаются вокруг храма, монастыря или города. Почему? На этот вопрос Симеон Солунский отвечает следующим образом: «Надобно знать, что все литании, совершаются вне, либо в притворе, либо вокруг обителей, или городов, бывают в воспоминание нашего отпадения, что мы, отпавшие, находясь как бы вне Эдема, должны смиряться и помышлять, что не достойны святых мест – рая и неба, и подражать мытарю, по глубокому смирению своей греховности стоявшему вдали, и Адаму, изгнанному из рая». Евангелие вместе со святыми иконами несут в крестном ходу для предзнаменования того, что оно «есть светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105) всюду, куда бы она ни была направлена, и что лучшим проводником своих молений к Господу церковь Христова почитает святых угодников Божьих. Тот же святитель заповедует: «На путях и перекрёстках творим моления для того, чтобы очистить все пути, осквернённые нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и всё что потребно им для жизни, – то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками божественной благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют божественные иконы и образы святых Его». Освящение всех стихий природы есть первое побуждение к совершению крестных ходов. Прежде всего, в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живём, освящается как бы стопами Иисуса Христа, Божьей Матери и святых Божьих, шествующих по ней в своих ликах. Затем, в связи с богослужением, которым сопровождается и для которого совершается крестный ход, освящаются все главные стихии – воздух, огонь, вода, без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Освящается они окроплением их святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход, наконец, священным пением во время крестного шествия. Огненная стихия получает освящение от огня, носимого впереди всего крестного хода, – от огня, горящего пред святыми иконами. Водная стихия освящается в реках, источниках или колодезях погружением в неё Животворящего Креста Господня. А когда все эти стихии в высшей степени рассвирепеют против земнородных за их грехопадения, когда станут сильно карать нас, грешных, по Божию повелению и попущению, тогда церковь совершает крестные ходы для того, чтобы упокоить разбушевавшуюся стихию.



 
PR-CY.ru