КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 5

До IV в. христиане совершали благочестивые шествия с мощами к святым местам, но установителем первого крестного хода в том смысле, как он понимается сегодня, по праву считается Иоанн Златоуст. В трудах Константинопольского архиепископа исследователи находят подтверждение того, что он впервые совершил крестный ход. Об этом сообщают церковные историки Сократ и Созомен. Они говорят, что во времена правления императора Феодосия ариане собирались за городом в праздничные дни каждой недели, и, разделившись на лики, пели песни. К своим песням они прибавляли разные припевы: «Где те, которые три называют одной силой?» Святитель, опасаясь того, чтобы никто из его паствы не принимал участия в этих процессиях, установил совершать такие же процессии, которые сопровождались несением серебряных крестов и восковых свеч, которые за свой счёт покупала императрица Евдоксия. Хотя своё существование крестные хода получили в противоположность еретикам, но их значение для Константинопольской церкви стало очень велико. Их стали совершать не только в противоположность арианам, а также в дни общественных бедствий. Особенно страшным было бедствие, причинённое землетрясением, которое произошло в первые годы правления Иоанна Златоуста, оно было особенно ужасным, такого в Константинополе ещё не было. Почва всколыхалась, как море, дома рушились, распадались, погребая под развалинами несчастных жильцов. Вдобавок к этому Босфор произвёл наводнение, а злоумышленники производили поджоги, пытаясь скрыть следы своего грабежа и хищничества. Все были объяты ужасом. Среди этого всеобщего смятения и ужаса остался непоколебимым один архипастырь церкви, своим авторитетом заменяя исчезнувшие и растерявшиеся власти. Иоанн Златоуст говорил: «За три дня перед этим лился проливной дождь, и у нас были молитвы и моления, и весь наш город, подобно потоку, стекался к местам апостольским, и мы умоляли наших защитников – святого Петра и блаженного Андрея. Тогда гнев Божий прекратился». Чтобы ободрить народ, Иоанн Златоуст совершил торжественное перенесение мощей святых мучеников в особо устроенный для них храм на противоположном берегу Босфора. Перенесение было совершено ночью, это торжественное шествие многочисленного народа с зажжёнными свечами и песнопениями, производили вдохновляющее и вместе умилительное явление. В процессии участвовала сама императрица Евдоксия. Далее Созомен сообщает, что Иоанна Златоуста оклеветали и низложили. Он был изгнан из города, но народ, узнав об этом, сильно возмутился, и когда Иоанну Златоусту разрешили вернуться на свою кафедру, его встретили с псалмопением и зажжёнными свечами. Исследователи предполагают, что встреча некогда изгнанного за правду святителя представляла своего рода крестный ход, шествие, которое не так давно утвердил совершать сам архиепископ. Таким образом, крестные хода как шествия, в котором должны нести святой крест, появляются только при Иоанне Златоусте. Из «Церковной истории» Сократа исследователям стало известно их чинопоследование: народ шёл и пел псалмы, а священнослужители, по-видимому, шествовали с народом без каких-либо прошений.

 



 
PR-CY.ru