КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 2

В праздник Кущей у евреев был обычай первые шесть дней совершать круговую процессию вокруг алмемара один раз, с пальмовой ветвью в руках, а седьмой день – семикратную с пальмовой ветвью и вербой в руках. При этом принято вынимать свитки Торы из кивота и держать их у алмемара пока не окончится процессия. Из истории о завоевании Иерихона исследователи делают вывод, что шествие совершается не хаотично, а в определённом порядке: вначале идут воины за ними семь священников с юбилейными трубами, затем священники, которые несут Ковчег Завета, а после них – воины и народ. Так же из вышеприведённых ветхозаветных примеров исследователи выделяют несколько видов шествий и делают некоторые выводы: 1) Шествия, которые были связаны с завоеванием земли обетованной; в этих шествия народ возлагает свои надежды и упования на милость Божью и меньше всего уповает на свои силы. 2) Это – торжественные шествия; такой пример, исследователи приводят при перенесении Ковчега Завета; сам царь Давид перед ним играл и танцевал (2 Цар.). Эти примеры шествий из жизни избранного народа, которые исследователи приводят из Библии, по-видимому, стали примером для установления благочестивых шествий в христианской церкви. Тем более, что Иисус Христос показывает пример, когда шествует в Иерусалим в сопровождении множества народа, который Ему восклицает: «Осанна сыну Давидову!»" (Мф. 21:9). В первые века своего существования христианская церковь не могла открыто исповедовать свою веру, а тем более совершать шествия. В то тяжёлое для христиан время эти процессии ограничивались случаями перенесения мощей мученика, которое совершалось ночью. Так, например, тело священномученника Карфагенского епископа Киприана было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним в дом Макробия. В 290 г. тело мученика Бонифация было перенесено из Тарса в Рим, римская матрона Аглая, у которой он был рабом, вышла ему навстречу с торжественной процессией со множеством духовенства и верующих с торжественным пением гимнов. Такие процессии в древности назывались литиями или литаниями. Нижегородский и Арзамасский архиепископ Вениамин говорит: «Лития и литания означают одно и то же». Слово «литания» (или «лития») происходят от греческого «litaneia», которое означает коленопреклонение, усердное всенародное моление. Эти литании впоследствии и получили название крестных ходов. Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской церкви, где они совершались сначала в праздники, ознаменованные празднуемыми событиями святых мест. Издавна неотъемлемую часть известных богослужений составляло здесь посещение тех или иных местных святынь. Об этом исследователи узнают, прежде всего, из рассказов западной паломницы Этерии, посетившей святые места в конце IV в.: «Ежедневно по окончании вечерни, которая совершалась в храме Воскресения, «Анастасисе», верующие с епископом во главе с пением гимна шли ad Crucem, то есть к храму, или, вернее, атриуму, находившемуся между «Анастасисом» и Голгофой. Здесь совершалось краткое молитвословие в таком порядке: епископ читал молитву, благословлял оглашенных, затем произносил вторую молитву и благословлял верных; при этом все подходили к руке епископа. Отсюда шествие направлялось в храм «post Crucem». Здесь совершалось то же, что и “ante Crucem"».

 



 
PR-CY.ru