КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 8

Послание зачитали у гроба Иоанна Златоуста и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело Иоанна Златоуста оказалось нетленным. Царь, припав ко гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и всю ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Вера в силу общей молитвы, соединённой с совершением крестного хода была настолько велика, что их совершали даже во время борьбы с еретиками. Так, несмотря на сильное враждебное настроение против святых икон, преподобный Феодор Студит не перестал смело и энергично бороться с врагами православия. В 815 г. в Неделю ваий он устроил торжественную процессию вокруг Студийской обители, причём приказал братьям, которые несли честные иконы, высоко поднять их, обойти лежавший близ обители виноградник и воспевать церковные песнопения (в процессии участвовали не только монахи, но и народ). Торжественные крестные хода полагали начало и встречу императоров, которые возвращались домой, одержав победу. Император Юстиниан I Великий (527−565 гг.) установил совершать крестные хода при основании храмов и других священных зданий: «Узакониваем, прежде всего, чтобы никто не осмеливался начать строить монастырь, церковь или часовню прежде, нежели боголюбезнейший епископ города, пришедши с ходом на избранное место, совершит там молитву, водрузит крест и сделает начинаемое известным для всех». Тот же император дал повеление: «Всем мирянам, запрещаем совершать крестные ходы без благочестивейших епископов и клириков, им подчинённых. Ибо будет ли крестным ход тот, в котором нет священников, приносящих торжественные молитвы?» В 879 г. император Василий Македонянин, возвратившись со славой победителя из похода в Сирию при входе в церковь Богоматери, был встречен патриархом, который пришёл туда с крестным ходом из Софийской церкви. Из храма Богоматери император шествовал к Софийской церкви, а перед ним несли хоругви и большой, украшенный дорогими камнями, крест. После хода была совершена литургия. Исследователи полагают, что чинопоследование, которое совершалось во время крестных ходов, в покаянных ходах, ограничивался всеобщим взыванием: «Господи помилуй!» По большей части чинопоследование состояло в антифоном пении псалмов. Иногда во время хода пели «Трисвятое»; так было, например, в 610 г. при императоре Ираклии. С течением времени к псалмопению были прибавлены моления о мире церкви, о спасении душ, об отвращении бедствий. Профессор Киевской духовной академии Михаил Николаевич Скабалланович, говоря о литаниях IX в., приводил чин литии Великой церкви: «Архиерей входил для литии в алтарь боковыми дверями (в знак покаянного смирения); служба начиналась без обычного торжественного возгласа, вначале прямо мирной ектенией, после которой иподиакон с предпрестольным крестом становился слева от архиерея, и тот (как бы под защитой этого креста) читает молитву. По преподании мира и главопреклонении иерей читал другую молитву. Певцы начинают тропарь литии, архиерей берёт с престола Евангелие, диакон кадит святую трапезу и архиерея с Евангелием, которое тот передаёт архидиакону.

 



 
PR-CY.ru