КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 4

Отсюда – многообразие антифонов, их изменчивость в зависимости от празднуемого события, отсюда – существование до сего дня особых антифонов, предписанных в дни Господских праздников (однако иногда вместо антифонов пелись специальные тропари святому). Таким образом, исследователи отмечают, что антифоны составляли первоначально своего рода отдельную службу, которая совершалась до евхаристии и (вначале) вне храма». Из вышеприведённых богослужебных традиций Константинопольской и Иерусалимской церквей исследователи делают вывод, что литании были соединены с богослужением и были чем-то придаточным к древним церковным службам, хотя они совершались вне храма. Литании совершались по следующим причинам. 1) Память святых мучеников. Такой пример есть у Арвернского епископа Сидония (V в.), который описывает праздник святого Иуста: «Мы сошлись на гроб святого Иуста. Процессия была предрассветная, торжество годичное, огромная толпа обеих полов, которую не вместила местная базилика». На Востоке был древний обычай праздновать память мучеников. В один из подобных праздников православные в священной процессии с пением псалмов и гимнов проходили возле синагоги. Евреи сочли этот священный обряд христиан за оскорбление своей религии, вышли на улицу и с неистовством бросались на христиан. Их насилие сначала произвело ропот между христианами, а потом и сопротивление; в пылу ярости некоторые из христиан подожгли синагогу. Император Феодосий (347–395 гг.) велел епископу отстроить синагогу за свой счет, но по просьбе Амвросия Медиоланского он отменил это решение. Таким образом, исследователи отмечают, что христиане первых веков в день памяти святых совершали торжественные литании по всему городу и, возможно, даже каждый год. 2) Литании, которые имели покаянный характер. Император Феодосий перед войной с Евгением устроил литанию через весь город: во власянице со священниками и народом он обошёл все молитвенные места, лежал ниц перед гробами мучеников и апостолов, прося у святых помощи. 3) Те, которые совершались во время общественных бедствий. Так, например, после поставления Порфирия епископом города Газы (в конце IV в.) пришла засуха, язычники этого города, по внушению оракула, поставили это в вину христианскому епископу. Засуха продолжалась два месяца, и начался голод. Язычники в течение семи дней молились идолу Марне, но не видя дождя, в отчаянии прекратили молитвы. Христиане города Газы в числе двухсот восьмидесяти человек, придя к епископу, просили его совершить ход для испрошения дождя. Святой Порфирий заповедал пост и повелел всем собраться вечером в церковь. Отсюда, после всенощного бдения, христиане с пением, имея перед собой крест, пошли в древнюю церковь, которая находилась вне города. Там было прочитано тридцать молитв. После этого засуха прекратилась. Из вышеприведённых примеров исследователи делают вывод, что особенностью литаний была их принадлежность к богослужению, хотя они могли совершаться по разным причинам. Исследователи затрудняются сказать, каким был чин в этот период, по которому совершались литании, ни его структуру, но им ясно то, что литании совершались с псалмопением и в сопровождении духовенства.

 



 
PR-CY.ru