КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 3

Паломница замечает: «Везде висит много больших стеклянных лампад, и стоит много свещников, как перед храмом Воскресения, так и перед Крестом и за Крестом, и всё это оканчивается с темнотою. Такая служба правится ежедневно в течение шести дней у Креста и в Воскресении». Что же касается седьмого дня – воскресенья, то в этот день нечто подобное совершалось ещё также и в заключение утрени: «Епископ выходит и идёт при пении гимнов к Кресту, и весь народ идёт с ним. Там снова поётся один псалом, и произносится молитва. После этого он благословляет верных, и бывает отпуст». Богослужебной особенностью Иерусалимского устава было исхождение после вечерни по святым местам, которые паломница называет «post Crucer» и «ante Crucem». Как исследователи видят из других мест описания под «post Crucer» подразумевается Голгофа, а под «ante Crucem» – большой открытый двор, расположенный между Голгофой и храмом Воскресения. Но у исследователей возникает вопрос: «Почему она совершалась после вечерни, а не после часовых служб или утрени?» Сильвия этого не объясняет. Исследователи полагают, что поводом к этому были указания евангелистов о том, что погребение Христа было «когда настал вечер» (Мф. 27:57). Таким образом, вечерним шествованием на Голгофу христиане вспоминали события погребения Христа. Кроме этих ежедневных исхождений, связанных с суточной службой, в Иерусалиме во времена Этерии (380 гг.) совершались и другие. Они отличались особой торжественностью и были приурочены к известным дням в году. Например, в Лазареву субботу верующие собирались после полудня в Вифанию, в церковь, построенную на том месте, где Мария встретила Христа. Отсюда шли к гробу Лазаря и потом возвращались в Иерусалим, где в «Анастасисе» служилась вечерня. Таких примеров – иногда с ещё более развитым планом передвижения (накануне Великого Пятка целое ночное бдение проходило в таких торжественных шествиях по святым местам) – немало и в рассказе Этерии, и в позднейших богослужебных памятниках Иерусалимского устава. При посещении отдельных мест обычный порядок молитвословий во времена Этерии был следующий: пение гимна и антифона, чтение из Евангелия отрывка, приуроченного к месту, и молитва, иногда ещё и благословение присутствующих. Хотя они назывались здесь словом «лития», с литиями устава Русской церкви имеют, как полагают исследователи, весьма отдалённую связь и напоминают исследователям, скорее, наши крестные ходы, совершаемые вне связи с суточным богослужением по чрезвычайным поводам. В Константинопольской церкви в определённые дни церковная процессия начиналась со Святой Софии и направлялась в храм, посвящённый памяти празднуемого святого или события, в котором вся церковь, а не отдельный приход, эту память праздновала. Так, например, 16 января, в день празднования «Уз святого апостола Петра процессия (по указанию Устава Великой Церкви) выходит из Великой церкви (т.е. Святой Софии) и направляется в храм святого Петра, где и совершается праздничная евхаристия. Пение антифонов совершалось во время этой процессии, заканчивалось у дверей храма чтением «молитвы входа» и самим входом в храм духовенства и народа для совершения литургии.

 



 
PR-CY.ru