КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 6

С течением времени крестные хода получили широкое применение и развитие в Византии. Всякое выдающееся событие в жизни церкви вызывало общие молитвы и крестный ход: дни основания и освящения храмов, перенесение мощей и других священных предметов, в дни особых торжеств церковных и гражданских, в борьбе с еретиками и в других случаях. Из многого числа причин, по которым совершались крестные хода, исследователи обращают внимание на те, которые были во время общественных бедствий. Такие крестные хода называли покаянными, потому что они совершались во время общественных бедствий: землетрясений, наводнений, засух – в которых люди  видели наказание Божье за их грехи. Так, во время великого трёхмесячного землетрясения, постигшего Константинополь и большую часть Греции в царствование императора Феодосия Младшего (395–402 гг.), весь народ города участвовал в крестном ходу, где император и патриарх Прокл шли без обуви. Во время самих молитв земля колебалась ещё сильнее, но это не прекратило богослужения, и народ, не умолкая, взывал: «Господи помилуй!» Тогда один отрок был поднят на воздух невидимой силой и там слышал ангелов поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Спустившись на землю, он рассказал, что слышал. Как только клир и народ запели эту ангельскую песнь, землетрясение тотчас прекратилось. Исследователи приводят и другой пример совершения покаянного крестного хода – крестный ход в великий двунадесятый праздник Сретения Господня. Он относится к древнейшим праздникам христианской церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI в. совершался не так торжественно. В 528 г., при императоре Юстиниане (527−565 гг.), Антиохию постигло бедствие – землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало ещё одно. В 544 г. появилась моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ Христа с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажёг перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. В 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Эдессу, и положение города казалось безнадёжным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ Христа, который спасёт город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 г. Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. К покаянным крестным ходам исследователи относят также те, которые совершались перед войной. В 860 г. флот русского князя Аскольда опустошил берега Черноморья и Босфора и осадил столицу Византии. Всю ночь император Михаил III молился, простёршись на каменных плитах Влахернского храма. Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая покаяться и в усердной молитве прибегнуть к защите Пресвятой Богородицы.

 



 
PR-CY.ru