КРЕСТНЫЙ ХОД - Страница 7

После всенародного молебна ризу Божьей Матери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили её край в воды Босфора, а затем перенесли в храм Святой Софии в центре Константинополя. Царица Небесная усмирила воинственность русских, и через некоторое время, заключив перемирие, они стали отступать. В условия мирного договора входило положение о крещении Руси. Вскоре князь Аскольд сам принял крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. В XI–XIV вв. покровительницу Константинополя и личную святыню императоров каждый вторник носили крестным ходом по городу. Уже в IX в. существовал обычай изношения Честного древа из царских палат в церковь Святой Софии перед 1 августа. В обряднике императора Константина VII Порфирородного (912−959 гг.) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты перед 1 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. Праздник изнесения Честного Креста установлен 1 августа в Греции Константинопольским патриархом Лукой (1156−1169 гг.) при царе Мануиле (1143−1180 гг.). В греческом Часослове, 1897 г. издания, так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращения болезней. Накануне, 31 августа, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (т.е. Святой Софии). С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения». Перенесение мощей угодников Божьих всегда сопровождались общественными процессиями, и в это время христиане совершали крестный ход при перенесении мощей. Так, например, было, когда мощи Иоанна Златоуста переносили в Константинополь. Иоанн Златоуст скончался в 407 г. в городе Команы на пути к месту ссылки, осуждённый по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 г., через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408–450 гг.). Иоанн Златоуст пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа, и скорбь о его безвременной кончине жила в сердцах христиан. Ученик Иоанна Златоуста, Константинопольский патриарх Прокл (434–447 гг.), совершая богослужение в храме Святой Софии, произнёс проповедь, в которой, прославляя Иоанна Златоуста, говорил: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен, и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя». Присутствовавшие в храме, глубоко тронутые словом Прокла, не дали даже ему окончить проповедь и стали единодушно умолять патриарха ходатайствовать перед императором, чтобы мощи Иоанна Златоуста были перенесены в Константинополь. Император, убеждённый Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи Иоанна Златоуста, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к Иоанну Златоусту, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию.

 



 
PR-CY.ru