КОРНИЛИЙ - Страница 9

Икона является списком с утраченного более раннего образца из Псково-Печерской обители. Существуют современные копии Псково-Покровского образа (2003 г., иконописец Н.А. Денисова, Успенский собор Псково-Печерского монастыря). Образ Корнилия включён в композицию иконы «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» на текст стихиры праздника Пятидесятницы (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). Этот памятник со значительными утратами, под записью, исследователи датируют лишь предположительно. Иконография, совместившая изображения праздников, предстоящих и припадающих в молении к Святой Троице пророков, византийских и русских святых, восходит к традиции рубежа XVI и XVII вв. По мнению исследователей, именно эта икона (или её протограф) упомянута в Переписной книге Псково-Печерского монастыря 1652 г.: «В церкви Успения Пречистой Богородицы позади левого крылоса вверху образ Приидите Трисоставному Бжству поклонимся на золоте без окладу» (Государственный архив Псковской области). В нижнем регистре среди киевских и псковских подвижников за преподобным Марком, согласно надписи на нимбе, изображён Корнилий с непокрытой головой (как и живопись, надписи грубо поновлены, и судить исследователям об их соответствии подлинным затруднительно). Корнилий представлен на иконе Божьей Матери с видом Псково-Печерского монастыря второй половины XVIII в. (надвратная церковь Николая Чудотворца Псково-Печерского монастыря). За стенами обители изображены Богоматерь с развёрнутым свитком в руке и молящиеся Ей иноки (сюжет восходит к детали композиции образа Богоматери Псково-Покровская, в основе – иконографический тип Боголюбской или Молебной иконы Божьей Матери). Полуфигуры преподобномученика и печерского подвижника преподобного Марка возвышаются над группой иноков, простирающих руки к Богородице. Корнилий – в монашеском облачении, в округлом куколе, с широкой русой бородой средней длины, правее надпись: «Преподобный Корнилий печерский». О более ранних памятниках такого рода свидетельствует запись в Переписной книге монастыря 1639 г. («образ Пречистые Богородицы со обителью Печерскою обложен серебром басмы…»). К подобному изводу исследователи относят рисунок середины XVII в., выполненный чернилами и темперой, из собрания Сергея Васильевича Чехонина (Русский музей), где Корнилия исследователи определяют приблизительно среди иноков, следующих за преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, рядом с преподобными Марком и Ионой Псково-Печерскими (все в мантиях и с куколями на плечах, без нимбов). Икона второй половины XVII в. с аналогичной композицией хранится в Музее-заповеднике «Коломенское». В традиционном иконографическом типе Корнилий включён в группу святых, предстоящих образу Святой Троицы (новозаветной) в верхней части композиции иконы «Сретение Богородицы» 1784 г. из часовни Владычного Креста в Пскове (Псковский историко-архитектурный музей; выполнена на сюжет осады города Стефаном Баторием с батальными сценами и чудом явления Богоматери). Живопись имеет значительные утраты, что не позволяет исследователям идентифицировать всех святых.

 



 
PR-CY.ru