КОРНИЛИЙ - Страница 5

Корнилий является автором «Повести о Псково-Печерском монастыре», написанной в 1531 г., о чём есть свидетельство в конце текста: «Написана же бысть сиа повесть в лѣто 7039, при дръжавѣ государя великого князя Василиа Ивановича всеа Руси и при архиепископѣ Великого Новаграда и Пскова владыкѣ Макарии»; в некоторых списках (Российская национальная библиотека, Исторический музей) есть продолжение этой записи: «А писал сию повѣсть Корнилей, игумен пещеры Сивонския, еже есть во Псковѣ, того же монастыря Богородицына». При создании своей редакции «Повести» Корнилий использовал «Краткую», в которой история монастыря заканчивалась временем игуменства Дорофея, т.е. серединой 1520 гг. (один из списков «Повести»: Российская национальная библиотека, по филиграням датируется 1530 гг.). Как и в «Краткой» редакции, в тексте Корнилия рассказывается об открытии пещер, о возникновении обители, о первом иноке Ионе, строительстве «ветхого» монастыря при Мисаиле; большое внимание уделяется деятельности дьяка М. Мунехина, игумена Дорофея, содержится описание чудес, которые произошли в монастыре. Текст «Краткой» редакции Корнилий дополняет вступлением, в котором сообщает, что приступил к описанию истории обители по благословению игуменов Дорофея и Герасима. Корнилий стремился устранить «нелепые» противоречия в рассказах о начальной истории монастыря, соотнося их содержание с собственными впечатлениями: «...Яже слышахом, иная же и видехом». Так, Корнилий исключил читающийся в «Краткой» редакции рассказ о первом старце печерском Марке, существование которого подвергал сомнению. Комментарии Корнилия позволяют исследователям представить суровую монастырскую жизнь начала XVI в., о своём времени писатель замечает, что «нынѣ же Божиею милостию и Пречистыа Богородица и великого князя жалованием хлѣбом доволни». История текста в редакции Корнилия не изучена окончательно, не выяснено, какие списки ближе к авторской редакции, почему имя Корнилия как её «списателя» в одних упоминается, а в других отсутствует (Российская государственная библиотека. Московская духовная академия). Редакции, созданные после Корнилия, в 1580 гг. и в XVII в., восходят напрямую к «Краткой», ни одно из дополнений Корнилия о жизни монастыря при Дорофее и Герасиме не отразилось в последующих текстах «Повести». С именем Корнилия исследователи связывают также создание летописного свода. Известие о том, что Корнилий составил «книгу летописания» («книгу летонаписания»), восходит к тексту «Повести» 1580 гг. Инок Григорий, начиная рассказ об осаде Пскова польским королём Стефаном Баторием, замечает, что за 14 лет до события предсказание о нашествии внёс в свою летопись Корнилий. Далее следует описание видения стражам, стоящим у Черехского моста, множества вооружённых людей, идущих к Пскову (Российский государственный архив древних актов). Этот рассказ дословно повторяется и в редакциях «Повести» XVII в. («Библиотека литературы Древней Руси», том 13). Сходный сюжет о видении читается в статье 7076 г. в Строевском списке «Псковской третьей летописи», но без упоминания о Корнилии.

 



 
PR-CY.ru