КОРНИЛИЙ

КОРНИЛИЙ (1501–1570 гг.) – игумен Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, иконописец, писатель, преподобномученик (память 20 февраля, в Неделю третью по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых, в Неделю четвёртую по Пятидесятнице – в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли). Основными источниками сведений о жизни Корнилия являются псковские летописи и разные редакции «Повести о Псково-Печерском монастыре», в том числе «Повесть, составленная самим Корнилием» в 1531 г. Вкладная книга Псково-Печерского монастыря 1558 г. сохранила имена родителей Корнилия: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию». В многочисленных биографических очерках о Корнилии повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честьПреображения Господня мужского монастыря, о влиянии на формирование личности Корнилия псковского дьяка Михаила Григорьевича Мунехина по прозвищу Мисюря, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В «Повести о Псково-Печерском монастыре» Корнилий описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?) – 1526 гг.) и Герасиме (1526–1529 гг.), следовательно, он пришёл в обитель в начале 1520 гг.; вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни: «Многажды же и не обрѣташеся что ясти, и еже обрѣташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлѣбы себѣ творяху, такых же хлѣбов и яз застах в том монастырѣ». В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение Корнилия игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Наталья Николаевна Масленникова), промосковскими взглядами (Николай Ефремович Андреев), поддержкой Новгородского и Псковского архиепископа Макария (впоследствии митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства. Современники отмечали высокие нравственные качества Корнилия. О начитанности печерского игумена писал архиепископ Новгородский Феодосий: «...Зане же, сыну, сам Божественное Писание в конец веси» («Дополнения к Актам историческим», том 1). Андрей Михайлович Курбский в «Истории о великом князе Московском» с почтительностью отзывался о Корнилии: «...Мужъ святъ и во преподобию многъ и славенъ. Бо от младости своей во мнишескихъ трудѣх провозсиялъ, и монастырь онъ предреченны воздвиже и его многими труды и молитвами к Богу» («Библиотека литературы Древней Руси», том 11).

 



 
PR-CY.ru