«КЛИМЕНТИНЫ» - Страница 10

Исследователи полагают, что ближайшим образом редактор заимствовал их у стоиков. Но откуда же зло? Оно, – по воззрению автора «Климентин», – исключительно в свободе человека и, следовательно, есть начало этическое, а не метафизическое. «Человека одного только Бог создал свободным, имеющим способность быть праведным и неправедным». Его свобода, являясь самостоятельным творческим началом в природе, служит источником всех бедствий и несовершенств на земле. Это – наказание за содеянный уже грех, а не зло само по себе и вне его отношения к человеку. Что же касается самого понятия о грехе, то автор смотрит на него строго космически. Он состоит в свободно-сознательном отступлении от благого, согласного с волей Бога, порядка природы, но при этом для каждого во всякий данный момент сохраняется одинаковая возможность «склоняться к каким он хочет действиям, избирать царство сего века, или царство будущих благ». Мысль о гностическом разделении людей на пневматиков, психиксов и иликов была безусловно чужда автору «Климентин». Благодаря самопроизвольному отступлению человека от благого порядка природы и царства будущих благ, в мире возникает «ложно» или «женское пророчество». Этим термином автор обозначает всю совокупность злых проявлений воли человека в области жизни и знания. Действие «женского пророчества» настолько сильно в условиях здешней жизни, что сам «игемон будущего века» может проявлять своё влияние только в частичном и раздробленном виде. Вследствие этого в истории (как обнаружении деятельности человека) порядок сизигий изменяется. «Среди людей Бог изменяет сизигии. Тогда как от Него первым исходит лучшее, а вторым худшее – среди людей видим обратное: сначала худшее, а потом лучшее... Так у Адама, созданного по образу Божию, первым рождается нечестивый Каин, а вторым праведный Авель... Прежде распространяется ложное евангелие (через Симона Вохва), а потом обтекает мир истинное благовестие (через апостола Петра), как свет за мраком, знание за незнанием, исцеление за болезнью». Таким образом, человек, – по мысли автора «Климентин», – есть нечто гораздо больше, чем одно из звеньев природы. Он как бы мировой фокус, в котором лучи мировой жизни преломляются и получают обращённое исправление. В нём и всё лучшее в мире находит своё высшее выражение; от него же, и только от него происходит и всё злое. Но созданный им порядок «этого века» не вечен. «При конце всего опять предварительно придёт антихрист, а потом явится Христос, наш Иисус. Тогда, с восходом солнца вечности всякий мрак исчезнет». При некотором колебании автор «Климентин», в конечном итоге, высказывается за полное (субстанциональное) уничтожение всего злого и всех грешников, т.е. является защитником факультативного бессмертия. Однако оставалась ли злая деятельность человека безответной со стороны Бога? Противополагал ли ей Создатель мира какое-либо иное спасительное начало? С этими вопросами исследователи переходят в область христологических воззрений «Климентин».

 



 
PR-CY.ru