«КЛИМЕНТИНЫ» - Страница 8

Это обстоятельство, по мнению исследователей, проливает новый свет на время происхождения сохранившегося памятника (характеризуя Симона Волхва в «Климентинах», как представителя гнозиса с преимущественным маркианитским направлением, исследователи оговариваются, что в существующих редакциях памятника ему усвояется и ещё немало различных фрагментарных воззрений, как, например, отрицание свободы воли, бессмертия души и даже проповедь гаризимского культа). Разобраться исследователям во всём этом пёстром узоре ересей теперь невозможно. Но исследователи полагают, что в позднейшее время отцу всех ересей стали приписывать всякие воззрения, какие тому или другому полемисту казались почему-либо неправильными; а при том длинном пути развития, какой пережила литература «Климентин», разнообразие этих воззрений неудивительно. В древнейших частях литературы (в «Послании Петра к Иакову» Симон Волхв, несомненно, является отражением того взгляда на апостола языков, какой господствовал в евнонитских кругах, как на отступника от закона и разрушителя). Положительные воззрения автора «Климентин» примыкают к так называемому синкретическому евионизму. Существование простых иудействующих (или евионитов) после окончательного уничтожения города Иерусалима при императоре Адриане в 135 г. стало невозможно. Не только христиане из язычников, но и сами иудействующие должны были понять, что о полном сохранении Моисеева культа теперь мечтать нельзя. Широкое распространение одновременно развившегося гнозиса дало дальнейший толчок к проникновению в среду евионитов более прогрессивных течений. Чистый евионизм, оторвавшийся и от иудейства, чуждый и христианам из язычников, был осуждён на естественное умирание. В интересах простого самосохранения он должен был отрешиться от национально-сектаторской замкнутости и дать доступ в свою среду прозелитам из язычников. Но для этого евионизм, прежде всего, должен был смягчить свои требования относительно обрядового культа и коренным образом изменить свой взгляд на Мессию. Никто из язычников не мог удовлетвориться тем бедным евионитским представлением о Христе, по которому Он есть великий раввин, второй Моисей, Который снова явится в «будущем веке», чтобы прославить своих братьев по плоти. Отсюда: отрешение от многих требований обрядового культа, а в связи с этим смягчение полемики против апостола Павла и более широкий взгляд на Мессию – главнейшие отличительные чертами в догматике евионизма этого рода. Его исторически засвидетельствованными типами служат евиониты, описанные Епифанием Кипрским, и емазанты (причём емазанты заявили себя особенной интенсивностью и пропагаторскими стремлениями). В «Климентинах» исследователи видят полное отражение указанного евионитского направления со всеми его характеристическими чертами и с тем лишь различием, что неразвитым догмам евионизма автор сообщил литературно-философскую обработку. Наиболее оригинальными пунктами его воззрений исследователи называют учение о сизигиях («сочетаниях») и учение об Адаме-Христе, как Пророке истины.

 



 
PR-CY.ru