КАССИРЕР Эрнст - Страница 59

При всей субъективной резкости высказываний С.Л. Франка он точно выразил единственную адекватную оценку, которая может быть дана учению Эрнста Кассирера о религии с позиций христианского богословия и религиозной философии. В России на выход «Философии символических форм» Эрнста Кассирера откликнулся Алексей Фёдорович Лосев, который познакомился с первым и вторым томами сочинения летом 1926 г. Активно занимаясь в это время самостоятельными исследованиями по проблематике художественной формы и символа, А.Ф. Лосев оценивал сочинение Эрнста Кассирера как «последнее достижение научно-философской методологии в области исследования языка и мифа» и говорил о необходимости его внимательного изучения. Наибольший интерес у А.Ф. Лосева вызвала философия мифа Эрнста Кассирера, которой он посвятил доклад, прочитанный 15 ноября 1926 г. на философском отделении Государственной академии  художественных наук. Сохранившиеся тезисы доклада и вопросы для обсуждения демонстрируют, что А.Ф. Лосев положительно оценивал идеалистическую методологию Эрнста Кассирера и признавал, что на пути категориального анализа мифического сознания Эрнсту Кассиреру удалось достичь значительных результатов. Вместе с тем А.Ф. Лосев считал, что некорректное понимание Эрнстом Кассирером диалектики, выразившееся, в частности, в его негативной оценке диалектической теории мифа Ф.В.Й. Шеллинга, помешало ему верно интерпретировать соотношение мифа и религии. К лету 1927 г. А.Ф. Лосев написал объёмную статью «Теория мифического мышления у Э. Кассирера» (её публикация предполагалась в журнале «Искусство», однако не была осуществлена; впервые статья была издана лишь в 1993 г.). По содержанию и оценкам статья полностью соответствует тезисам доклада А.Ф. Лосева. В тексте А.Ф. Лосев после достаточно подробного изложения основных принципов и содержательных особенностей философии мифа Эрнста Кассирера кратко сравнивает концепцию Эрнста Кассирера с предшествующей философской традицией интерпретации мифа и в заключение даёт собственную оценку этой концепции. По мнению А.Ф. Лосева, при всех достоинствах проведённой Эрнстом Кассирером работы её принципиальная слабость состоит в том, что Эрнст Кассирер не увидел «подлинного различия» и подлинной связи между религией и мифом, рассматривая их с одинаковой структурной и формальной точки зрения. По мнению исследователей, именно внимательное знакомство с сочинением Эрнста Кассирера стало одним из факторов, которые подвигли А.Ф. Лосева предпринять собственное исследование природы и структур мифического сознания; уже в раннем плане труда А.Ф. Лосева по философии мифа присутствует имя Эрнста Кассирера. В ходе исследовательской работы А.Ф. Лосев в значительной мере скорректировал прежнюю положительную оценку учения Эрнста Кассирера о мифе и предпринял попытку его преодоления, отражённую в фундаментальном для лосевской философии раннего периода сочинении «Диалектика мифа» (опубликовано в 1930 г.). Уже название сочинения, почти совпадающее с названием последней части второго тома «Философии символических форм» Эрнста Кассирера, свидетельствует о том, что А.Ф. Лосев видел Эрнста Кассирера в числе своих главных оппонентов.

 



 
PR-CY.ru