КАССИРЕР Эрнст - Страница 52

Простейшими конкретными жизненными формами проявления мифического мышления Эрнст Кассирер признавал магию и ритуал. Поскольку миф он рассматривал преимущественно на материале этнографических исследований религиозных воззрений неписьменных народов и понятых в их свете доисторических и ранних исторических мифологий, Эрнст Кассирер предполагал, что миф в процессе «развития» приобретает форму магии, и утверждал, что магия является «продуктивной энергией» мифа и «важным шагом в развитии человеческого сознания». Он игнорировал факт того, что возможно существование развитых мифических систем, не переходящих в магические, т.е. религиозных мифологий. В соответствии с рассуждениями Эрнста Кассирера, «в магии человек уже не чувствует себя во власти естественных или сверхъестественных сил; он начинает играть свою собственную роль, становится активным действующим лицом в спектакле природы». По мнению исследователей, рассуждения Эрнста Кассирера о магии отмечены непониманием подлинной природы этого явления духовной жизни человека; магия ошибочно смешивается им с ритуалом. Так, Эрнст Кассирер утверждал, что «магия не используется для практических целей, для поддержки человека в нуждах его повседневной жизни»; что человек «обращался к магическим ритуалам лишь в ситуациях, требовавших сильного эмоционального напряжения», причём выполнение этих ритуалов «давало человеку новое чувство – ощущение своих собственных сил: силы воли и энергии». Подобные представления Эрнста Кассирера целиком основываются на религиоведческих теориях XIX в. и не согласуются с данными современного религиоведения, в рамках которого на фактическом материале истории религий установлено, что, с одной стороны, магия используется человеком именно для удовлетворения духовными средствами конкретно-материальных, повседневных нужд; с другой стороны – религиозный ритуал есть не средство овладения миром, а способ поддержания мирового порядка через «репрезентацию» сакрального в профанном. Жизненной формой, свойственной развитому мифическому культу, Эрнст Кассирер считал религииозную жертву. По его мнению, жертва первично означает «ограничение чувственного вожделения; лишение, добровольно налагаемое Я на самого себя», причём с магической целью добиться таким путём овладения миром. Такое представление о жертве в ходе его развития трансформируется сначала в учение о жертве, сводящейся к приношению материальных даров, а затем, переходя от содержания к форме, превращается в концепцию жертвы как посредничества между божественным и человеческим. По словам Эрнста Кассирера, жертва и генетически связанная с ней молитва создают разрыв в мифическом сознании, «чтобы тут же его перекрыть»; в развитом понятии жертва «выражает противопоставление бога и человека, чтобы именно в нём найти средство его преодоления». Эрнст Кассирер полагал, что культ, целиком принадлежа мифу, вместе с тем играет определяющую роль при переходе мифа в религию, поскольку именно в культе осмысляется божественное как иное.

 



 
PR-CY.ru