КАССИРЕР Эрнст - Страница 53

Общая картина структур мифа как символической формы свидетельствует о том, что Эрнст Кассирер не признавал фундаментального различия между мифом и религией. Анализ развития конкретных мифических форм у него плавно переходит в рассмотрение религиозных форм, термины «мифическое сознание», «религиозное сознание» и «мифически-религиозное сознание» часто употребляются в «Философии символических форм» синонимично. Хотя в некоторых сочинениях Эрнст Кассирер говорил о религии как об отдельной символической форме, по мне6нию исследователей, он обозначал таким образом лишь форму мифа в её развитой стадии. Вместе с тем Эрнст Кассирер утверждал, что при общности содержания мифа и религии «форма у них не одна и та же». Подобная двойственность свидетельствует, по мнению исследователей, о проблематичности для философии Эрнста Кассирера самого факта одновременного существования мифа и религии, дать адекватное объяснение которого система Эрнста Кассирера не способна. Осознавая невозможность ни полностью разделить религию и миф, ни полностью отождествить их, Эрнст Кассирер был вынужден разработать учение о «диалектической природе» мифа, с помощью которого он пытался объяснить очевидные формальные различия между религией и мифом. Хотя внешне Эрнст Кассирер и отказывался от позитивистской концепции фактического эволюционного происхождения религии из мифа, он сохранял свойственную ей убеждённость в том, что религия должна быть объяснена из мифа, причём это объяснение он предлагал и в исторической, и в формальной (символической) перспективе. Для формулируемой Эрнстом Кассирером в «Опыте о человеке» структурно-исторической трактовки возникновения религии из мифа характерно смешение сомнительных теоретических предпосылок с произвольно отобранными практическими иллюстрациями. Принимая в качестве аксиомы тезис о том, что религия имеет свой исток в мифе и магии, Эрнст Кассирер утверждал, что объединяющим началом между ними является «вера во внутреннюю связь целого», переживание «слитности воедино» всех вещей в природе и людей между собой. Согласно Эрнсту Кассиреру, начало религии ознаменовано тем, что внутри единства появляется «чувство индивидуальности», объективируемое в образах богов. Для иллюстрации этого «процесса индивидуации» божественного Эрнст Кассирер использует примеры нескольких исторических религий. Так, первый этап «слитности» мифологии и религии иллюстрирует религия полинезийцев с её безличным и неопределённым божеством – манна. На втором этапе «человек наделяет богов индивидуальным обликом», причём происходит это вследствие «разделения труда», появляющегося в жизни человека; в качестве примера Эрнст Кассирер приводит «функциональные божества» римской религии – бог сева, бог боронования, бог удобрения.

 



 
PR-CY.ru