КАССИРЕР Эрнст - Страница 57

Несмотря на то что философские взгляды Эрнста Кассирера неизменно вызывали интерес у его современников, отражённый в многочисленных откликах и рецензиях на его работы, влияние его учения на западную философию и науку было достаточно ограниченным. Отчасти исследователи объясняют это тем, что Эрнст Кассирер неизменно и во многом заслуженно воспринимался в философской среде как приверженец марбургского неокантианства, методологические установки которого к середине XX в. окончательно потеряли популярность и выглядели архаично на фоне неопозитивистских теорий научного знания и социальных теорий культуры. Хотя упоминание о «символических формах» часто встречается в философской литературе XX в., большинство ссылавшихся на Эрнста Кассирера философов и учёных не принимали его принципиальной позиции идеализма и использовали содержание и результаты его исследований лишь в качестве иллюстративного материала для собственных построений. Из учеников Эрнста Кассирера, продолжавших развитие его философских идей, наиболее известны исследователям американские философы Сьюзен Лангер (1895–1985 г.), применявшая концепцию символических форм Эрнста Кассирера к исследованию процессов сознания, а также эстетического опыта, в том числе музыкального, и Нельсон Гудмен (1906–1998 гг.). Косвенное влияние Эрнста Кассирера исследователи находят в феноменологии восприятия Мориса Мерло-Понти (1908–1961 гг.), в работах Эрика Вайля (1904–1977 гг.) по философии Ренессанса, в антропологической теории «культурных систем» Клиффорда Гирца (1926–2006 гг.) и в культурологических и антропологических исследованиях других авторов. Широкую рецепцию идей Эрнста Кассирера исследователи обнаруживают, скорее, в общекультурном и мировоззренческом, чем в собственно философском измерении: послевоенное поколение европейских философов (например, Юрген Хабермас) высоко оценивало его заслуги в деле преобразования классической философии, которое придало ей либеральный, релятивный и диалогический характер. Введённая Эрнстом Кассирером в англоязычных сочинениях концепция человека как творца культуры, в свободной деятельности создающего «собственный идеальный мир» символов, стала одним из лейтмотивов европейского либерального идеала гуманитарной рациональности. Хотя научные статьи и монографии, посвящённые анализу философского учения Эрнста Кассирера, стали появляться почти сразу после его смерти, формирование устойчивого исследовательского интереса к философии Эрнста Кассирера в Европе относится к 1990 гг., когда образовавшийся при Гамбургском университете коллектив исследователей под руководством Б. Рекки начал издание полного корпуса его сочинений в 26 томах. С 1995 г. в Гамбурге под руководством Джона Майкла Кройса (1943–2010 гг.), специалиста по философии Эрнста Кассирера, была начата работа по расшифровке и изданию неопубликованных рукописей Эрнста Кассирера; к настоящему времени издано 12 из планируемых 18 томов, в том числе том избранной переписки Эрнста Кассирера. Философский факультет Гамбургского университета курирует издание серии «Кассиреровские исследования» («Cassirer-Forschungen», 1995 – [2012] гг.), в рамках которой издаются монографии и сборники статей ведущих современных специалистов по философии Эрнста Кассирера; всего к настоящему времени издано 15 томов. Число выпущенных в конце XX – начале XXI вв. в Европе и США научных работ, посвящённых исследованию различных произведений Эрнста Кассирера и отдельных тем его философии, весьма велико; вместе с тем они имеют по большей части реферативный, а не проблемный характер. К числу наиболее важных исследований, освещающих проблематику, связанную с пониманием Эрнстом Кассирером мифа и религии, относятся монографии С. Стенсланда, Т. Старка и М. Хёфнера, а также ряд статей.

 



 
PR-CY.ru