КАССИРЕР Эрнст - Страница 51

Интерпретируя мифическое понимание пространства как формы созерцания, Эрнст Кассирер полагал, что в представлении о пространстве миф движется от тотемистической к астрологической фазе: первоначально пространство понимается мифическим сознанием как распределение областей священного, связанных с тотемными классами, далее возникает представление о связи этих классов со сторонами света, с «уровнями неба», со светилами и т.п. Вместе с тем он настаивал на том, что в мифическом сознании пространство всегда остаётся «проекцией» человека, связывая с этим мифы о происхождении мира из частей тела человека и позднейшие концепции соотношения мира и человека как макрокосма и микрокосма. Развитие мифа, по убеждению Эрнста Кассирера, связано со всё более тонкой сакрализацией пространства, в ходе которой весь мир до мельчайших его частей оказывается разделённым на сферы сакрального и профанного. Определяя природу мифического времени, Эрнст Кассирер отмечал, что время в мифе изначально существует как слитное единство и структурируется по тому же принципу, что и пространство: через проецирование деления сакрального и профанного на всё течение жизни. Мифическое сознание, по убеждению Эрнста Кассирера, движется от интуиции времени как «всеединства событий» к ритмическому времени ритуалов и обрядов, далее к упорядоченному и узаконенному космически-биологическому времени, соотносящему жизненные процессы макрокосма и микрокосма; завершается это развитие преднаучной интуицией времени как «временного порядка», господствующего над всем. Подобно языку, миф играет конститутивную роль в формировании самосознания субъекта и его отношения к объекту. Поскольку миф есть, прежде всего, форма чувствования, субъективная действительность и «самость», согласно Эрнсту Кассиреру, берут исток в чувствах. Зарождение объектно ориентированного сознания Эрнст Кассирер связывал с магическим отношением мифического субъекта к миру: через силу желания человек «не просто принимает действительность вещей, а строит её для себя», переживая свою способность «формировать бытие». Из осознания человеком единства своих жизненных переживаний формируется представление о душе, которое затем трансформируется из биологического в этическое: душа становится «субъектом нравственного сознания». Таким образом, в представлении о душе человек встречает самого себя в идеально-нормативном образе. По мысли Эрнста Кассирера, процесс индивидуализации человека и процесс формирования у него представления о едином Боге совпадают, при этом «Я человека обнаруживается через божественное Я»; по мере движения мифологического мышления по пути обобщения представления о божестве формируется и соответствующее ему понятие человеческой личности.

 



 
PR-CY.ru