КАТАКОМБЫ - Страница 10

Tituli первых епископов Рима включают их имена и (не всегда) греческое слово, которое в единственном случае оно было дано на латыни, но не дату. Все древнейшие tituli собраны внутри или вблизи «кладбища (крипты) пап» в катакомбах св. Каллиста и ещё Дж.Б. Де Росси соотнёс их с известными из письменных источников III в. датами смерти епископов: Урбана (230 г.), Антера (235 г.), Понтиана (236 г.), Фабиана (250 г.), Корнелия (253 г.), Лукия (254 г.), Евтихиана (283 г.) и Гаия (296 г.). Началом III в. исследователи датируют и многочисленные надписи, собранные Дж.Б Де Росси в древнейшей части катакомб Присциллы; исследователи не могут с уверенностью утверждать, что они христианские (возможно, в начале III в. христианские вербальные формулы ещё не устоялись), но некоторые tituli несут характерные для христиан слова и выражения: «Pax», «Pax tecum in d(omino)», «Pax tibi, in pace», «In deo», «Vivas», «Vivas in deo», свойственные им обращение «брат» или имена (Павел, Тимофей, Агапит, Пётр, Стефан, Паулина). Большинство надписей выполнено по-гречески (или реже на латыни, но греческими буквами). Из терминов погребального обряда чаще всего исследователи встречают нейтральное «posita est» («погребена»); «deposita»/«depositus» («захоронена»); «dormit» («покоится»); как исключение – греческий вариант латинского «reddidit» – «отдал душу (Богу)»). По одному разу встречаются слова выражения надежды на воскресение и на поминальную трапезу (но необходимой для поминовения даты смерти на большинстве панелей нет). Особо ценным свидетельством существования обряда почитания усопших христиан в доконстантиновскую эпоху исследователи считают граффити-моления на стене триклия (зал для трапезы или отдыха) в катакомбах св. Себастиана. Собиравшиеся для поминальных трапез в годовщину смерти родственники и единоверцы обращают их, в основном, к апостолам Петру и Павлу. П. Штигер учёл сотни фрагментов граффити, но лишь десятки (опубликованы О. Марукки) содержат сравнительно полные тексты, такие как: «Павел и Пётр, молите за Виктора»; «Пётр и Павел [держите] в мыслях»; «Пётр и Павел, эти поминки устроил Томиус Целий» (текст приведён по-латински, но греческими буквами); «Пётр и Павел, защити своих слуг»; «Дух Святой, защити… поминки…»; «В 13-й день перед апрельскими календами… Парфений о Господе и все мы о Господе»; «Павел и Пётр, всегда молите за Натива»; «10 дней до календ… Павел, Пётр, думайте о Созомене, и вы, кто прочтёт со вниманием»; «Пётр и Павел, придите на помощь Примитиву грешному»; «Господи, пошли мне… из мучеников»; «Пётр и Павел, думайте о всех нас…»; «Пётр и Павел, думайте [о]… на поминках»; «Пётр и Павел, думайте о Примусе и Приме, его жене, и Сатурнине, жене его первого сына [ХР], и Викторине, его отце во Христе…». Триклий и прилегающую лестницу использовали не раньше 250–260 гг. и не позже 320–345 гг.; точное время появления отдельных граффити III–IV вв. исследователям установить не удаётся.

 



 
PR-CY.ru