КАТАКОМБЫ - Страница 11

Традиция захоронений в катакомбах с внутренними нишами распространилась и на Святой земле. Вскоре после разрушения Второго храма иудеи усвоили традицию ингумации в гробу (или саркофаге), что показало открытие некрополя Бейт-Шеарим в Галилее с его элементами эллинизированного обряда и эпиграфическим материалом. В Бейт-Шеариме катакомбы представляют собой соединённые коридорами камеры с нишами-локулами, нишами-ку(к)хим (ниша, перпендикулярная плоскости стены), аркосолиями и пристенными скамьями. Снаружи катакомбы имели двор с колонно-арочным порталом и особыми помещениями для поминовения и молитвы; некоторые камеры насчитывают до 200 мест погребения, в том числе 130 саркофагов; использовались высокохудожественная резьба и надписи. В иконографии сцены из языческих мифов и символы иудаизма (ковчег Завета, семисвечник-менора, ритуальные предметы) сочетаются с изображениями животных (быки, лошади, львы), птиц (орлы) и даже людей. Надписи на гробницах (около 280 – греческие (80%), еврейские (16%), арамейские и др.) сообщают имена, профессии и места происхождения погребённых. В Риме исследователи насчитывают до семи иудейских катакомб. В 1602 г. Антонио Бозио открыл первую из них (Монтеверди-Нуово на склоне холма Яникул (Джаниколо)), но традиция их посещения исследователям известна и в Средние века (Биньямин из Туделы в 1166 г. указал в итинерарии на погребения десяти иудейских мучеников «в пещере на берегу Тибра»). На двух кладбищах под виллой Торлония и в катакомбах на Винья-Ранданини сохранились росписи. На Винья-Ранданини это – округлые медальоны со скупыми, но экспрессивными сюжетными изображениями и орнаменты. Исследователи отмечают, что росписи не выделяются среди других позднеримских катакомб (особенно близки они к росписям в катакомбах св. Каллиста); художественный уровень невысок, среди мотивов – архитектурные детали и изображения птиц (павлины, голубки, утки), цветов (вазы и корзины с цветами, гирлянды), фантастических животных (гиппокампы). Фигуративные сюжеты (в том числе антропоморфные изображения) привычны для языческого репертуара, но в одном из главных залов написана огромная красная менора (семисвечник), в углах – этрог, а в ряде залов есть неизвестные в других катакомбах Рима ниши типа ку(к)хим. В катакомбах виллы Торлония исследователи часто встречают изображения шофара, этрога и меноры, в том числе композиция «ковчег Торы» (ларец на высоком постаменте между двумя менорами в окружении светил), но в люнетах представлены традиционные для языческих росписей дельфины, обвивающиеся вокруг трезубцев, и плоды граната с листьями на стеблях (обычные мотивы и в иудейской символике). В Риме зафиксировано около 600 иудейских эпитафий (в основном, III–IV вв.), написанных по-гречески (80%) и на латыни (20%), с редкими дополнениями на иврите. В них часто указаны профессия или положение покойного в общине (герусии). Синагогальные должности членов, по меньшей мере, одиннадцати общин Рима упомянуты 14 раз: «отцы» (pater synagogae) и «матери» общин («мать синагоги» Паулина Бетурия, обращённая в иудаизм в возрасте 70 лет) – вероятно, донаторы; «герусиарх» – представитель синагоги в общегородском совете общин; «архонт собрания» – наследственное звание (среди носивших его – люди совсем юные, даже младенцы).

 



 
PR-CY.ru