КАТАКОМБЫ - Страница 33

Исследователи не сомневаются, что многочисленные изображения Иисуса Христа с апостолами, особенно с апостолами Петром и Павлом, в росписях катакомб рубежа IV и V вв., близки к образам в раннехристианских декорациях апсид. Так, в аркосолии Биатора в катакомбах «Ad decimum» на Виа-Латина (конец IV – начало V в.) в центре представлена сцена «Traditio legis». Иисус Христос изображён в верхней части сцены; над Его нимбом – десница Бога Отца. Правой рукой Спаситель благословляет, левой передаёт свиток апостолу Петру, который вместе с апостолом Павлом стоит ниже. Композицию фланкируют пальмы, на одной из них сидит птица феникс. В нижней части сцены было изображение Агнца на возвышении, из которого проистекали четыре райские реки, а по сторонам стояли ещё четыре агнца. Ближайшие аналогии с этим изображением представляют мозаики второй половины IV в. в мавзолее Санта-Костанца и середины V в. в неаполитанском баптистерии. С V в. традиция росписей катакомб постепенно угасает, уступая место быстро развивающейся монументальной живописи в наземных церквах. К этому, последнему этапу существования искусства катакомб исследователи относят, например, разновременные фрески подземной базилики святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Базилика была устроена папой Сирицием (384–399 гг.) на месте погребения мучеников. Над гробницей мученика Немесия слева от входа помещена сцена «Передача ключей апостолу Петру» (рубеж IV и V вв.). В центре изображён восседающий на сфере безбородый Иисус Христос, Он облачён в пурпурные одежды с золотыми клавами, держит Евангелие в роскошном окладе. Апостол Пётр подходит слева, протягивая покровенные руки, рядом – святые Адавкт и Мерита. С правой стороны Спасителю предстоят апостол Павел, держащий на покровенных руках свитки, св. Феликс с мученическим венцом и св. Стефан в позе оранта. Также над гробницей святых Феликса и Адавкта сохранились их изображения в арочном обрамлении. В дальнем конце базилики находится отдельное панно середины VI в., на котором изображена Богородица с Младенцем в пурпурных одеждах, восседающая на богато украшенном престоле. По сторонам стоят мученики Феликс и Адавкт в белых одеждах, а слева подходит вдова Туртура. Фреска выполнена в стиле, типичном для ранневизантийской живописи: статичные фронтальные позы, обобщённая моделировка драпировок, укрупнённые застывшие черты лиц. Римское влияние проявляется, по мнению исследователей, в большей жёсткости рисунка и моделировки, в индивидуальной трактовке портрета усопшей. На столбе справа от гробницы святых Феликса и Адавкта есть ещё более поздняя фреска с апостолом Лукой (668–683 гг.). Подобные примеры расположения отдельных панно с образами святых исследователи встречают во многих других катакомбах, например, изображения святых Себастиана, Поликама и Квирина начала VI в. в световой шахте крипты св. Цецилии в катакомбах св. Каллиста. Исследователи отмечают, что поздние росписи по композиции и характеру очень близки к живописи церквей и принадлежат к следующему этапу развития раннехристианского искусства.



 
PR-CY.ru