КАТАКОМБЫ - Страница 9

На своде той же богато украшенной кубикулы расчищены образы апостолов Петра, Андрея и Иоанна, имеющие аналоги в памятниках Равенны и на древнейших иконах, а на стенах – изображение в молении между двумя святыми роскошно одетой женщины («хозяйки» кубикулы) с дочерью и сцены из Ветхого и Нового Заветов. Сохранение и изучение христианских катакомб подконтрольны Ватикану – Папской комиссии по священной археологии: статья 33 Латеранского пакта (Конкордат 1929 г. между правительством Бенито Муссолини и Ватиканом) предусматривает исключительное право Ватикана на раскопки и сохранение катакомб в Италии. Материалы из катакомб составили основы экспозиций раннехристианского искусства в музеях Ватикана: Пио-Кристиано (саркофаги и эпиграфический материал), библиотеки (лампы, стеклянные сосуды, реликвии), Кьярамонти (саркофаги I–IV вв.); в Национальном музее Рима собраны предметы из катакомб иудеев и язычников. Римские катакомбы – памятники всемирного наследия истории и культуры, их ежегодно посещают сотни тысяч паломников, они нуждаются в правильной эксплуатации и сохранении (в настоящее время для посещения доступны только части катакомб св. Себастиана, Домитиллы, св. Присциллы, св. Агнессы, св. Каллиста и св. Панкратия). За посещение катакомб несёт ответственность Орден Франциска Сальского. В остальных катакомбах нет электрического освещения, туда можно попасть при наличии разрешения Папской комиссии по священной археологии. В ведении правительства Италии находятся только иудейские катакомбы. Исследователи отмечают, что эпиграфический материал катакомб исключительно богатый источник раннехристанских надписей. Только в римских катакомбах их учтено больше 40 тыс. (к началу ХХ в. их корпус, начатый Дж.Б. Де Росси, насчитывал десять томов). Исследователи выделяют два основных типа надписей: надгробные тексты (первоначальные или более поздние, вторичные), включая сообщения о постройке или покупке места погребения, и паломнические граффити (молебные, поминальные и др.). К надгробным исследователи относят, прежде всего, tituli – мраморные или терракотовые панели, которыми закрывался каждый локул; кроме надписи tituli могли иметь простую рамку и иногда изображение (монограмма Иисуса Христа, рыба, голубка, пальмовая ветвь, якорь, ваза; у иудеев – менора и др.). Надписи на ранних римских tituli очень краткие. Обычно приводятся имя, возраст и/или дата смерти; позже появились пространные эпитафии (чаще на саркофагах), где бывают указаны имена, и дано описание работы фоссоров, названия сооружений: аркосолий, кубикула, ниша, ипогей и др. Встречаются сведения о семье погребённого или о самом акте приготовления места захоронения (например, «Марк Антоний Рестут сделал ипогей для себя и своих, верных Господу»), о собственности на него и т.п. Принадлежность tituli христианам исследователи определяют по используемым формулам, не типичным для язычников, митраистов и иудеев, по отсутствию обращения к античным божествам, прежде всего, к манам (духам мёртвых – dis manibus, в сокращении DM), а также по наличию обычных формул констатации смерти христианина («в мире» (in pace); «почил в Бозе» (receptus ad deum) и подобных им).

 



 
PR-CY.ru