КОСМА МАЮМСКИЙ - Страница 9

Память Космы Маюмского зафиксирована 12 января в одной из рукописей Типикона Великой церкви IX–XI вв. (богослужебное последование не описано). Память Космы Маюмского отмечается 12 октября в Евергетидском Типиконе второй половины XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава. О службе Косме Маюмскому говорится после основной рубрики, посвящённой соединению службы Лукиана Антиохийского с будничной службой Октоиха; составитель Типикона замечает, что служба Косме Маюмскому совершается, если найдётся его богослужебное последование (т.е. составитель Типикона подозревал, что богослужебное последование Косме Маюмскому существует, но не был с ним знаком или не имел его под рукой). Оно соединяется со службами священномученика Лукиана Антиохийского и Октоиха и предполагает наличие канона, цикла стихир и седальна. Тем не менее, в древнейшей сохранившейся редакции студийского Синаксаря, содержащейся в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. и других важных редакциях Студийского устава – Георгия Мтацминдели Типиконе середины XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г., – Косма Маюмский не упоминается. Память Космы Маюмского отмечается 15 октября в одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.) и 14 октября в его древнейшем славянском переводе – Типиконе сербского архиепископа св. Никодима 1319 г. (богослужебное последование не описано). В первопечатном греческом Типиконе память Космы Маюмского отмечается 14 октября вместе с памятью мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Келсия (указан отпустительный тропарь Космы Маюмского плагального четвёртого (т.е. восьмаго) гласа. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. память Космы Маюмского отмечается 12 октября вместе с памятью мучеников Прова, Тараха и Андроника (указан тот же отпустительный тропарь, что и в первопечатном греческом Типиконе; после третьей песни канона помещён кондак Космы Маюмского восьмого гласа). В современных греческих и русских богослужебных книгах помещены разные последования Космы Маюмского (в них совпадает только отпустительный тропарь Космы Маюмского плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа. Богослужебное последование Косме Маюмскому, которое содержится в современной русской Минее, восходит к древней греческой службе Косме Маюмскому, известной исследователям по рукописям XI–XII вв. (и более поздним) и схематично изданной Софронием (Евстратиадисом). Из этой службы в русскую Минею были включены кондак плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа; канон, приписываемый Феофану Начертанному, с акростихом четвёртого гласа, ирмос; цикл из трёх стихир-подобнов, седален. Богослужебное последование Косме Маюмском, помещённое в современной греческой Минее помимо отпустительного тропаря содержит анонимный канон без акростиха четвёртого гласа, ирмос (начало: «Яко боговдохновенный, яко светоносный, преподобне»); два самогласна, три цикла стихир-подобнов; ексапостиларий. По рукописям исследователям известны дополнительные песнопения Косме Маюмскому: икос, три самогласные стихиры, цикл стихир-подобнов, три ексапостилария.

 



 
PR-CY.ru