КОСМА МАЮМСКИЙ - Страница 2

Такую же датировку, по мнению исследователей, можно получить, если допустить, что Косма Маюмский был поставлен епископом Маюмы в 735 г. и умер спустя 17 лет, о чём сообщается в Житии, составленном Иоанном Меркуропулом. Приблизительно та же дата получается, если к возможному году рождения Космы Маюмского (674–676 гг.) прибавить 78 лет. Несмотря на неоднозначность данных, на которые опирался Г. Деторакис в своих расчётах, предложенная им датировка жизни Космы Маюмского в настоящее время представляется исследователям наиболее правдоподобной. Относительно происхождения Космы Маюмского сведения из Синаксаря Константинопольской церкви, из Житий второй группы и Ватиканского Жития совпадают в том, что он был родом из Иерусалима. Это же косвенно подтверждается подписями Космы Маюмского в акростихах его канонов, в которых он называет себя святоградцем (агиополитом) и иерусалимцем. Из Халкинского и Афинского Житий исследователям известно о происхождении Космы Маюмского с острова Крит. Согласно Лаврскому Житию, Косма Маюмский родился в Дамаске. Митрополит Софроний (Евстратиадис), а вслед за ним и Г. Деторакис настаивают именно на последней версии: во-первых, поскольку Косма Маюмский был усыновлён Сарджуном, отцом Иоанна Дамаскина, вероятнее всего, как полагают исследователи, все они жили в одном и том же городе; во-вторых, в Афинском Житии Косма Маюмский именуется Дамасским – исследователи видят в этом указание на древнюю традицию, согласно которой Косма Маюмский происходил (как и Иоанн) из Дамаска; кроме того, в Ирмологии XIII в. Косма Маюмский также именуется Дамаскином (один из ирмосов надписан «Космы монаха Дамаскина»). Косма Маюмский мог называть себя агиополитом, желая показать, что он был монахом одного из палестинских монастырей, а именно лавры преподобного Саввы Освященного – на этом же основании так именуют себя гимнографы Герман I Константинопольский и Стефан Савваит Старший, племянник Иоанна Дамаскина. Версию, согласно которой Косма Маюмский родился и получил образование на Крите, исследователи склонны признать недостоверной. В Халкинском и Афинском Житиях Косма Маюмский предстаёт не как усыновлённый брат Иоанна Дамаскина, но как его учитель – это заблуждение возникло на почве отождествления Космы Маюмского и учителя братьев, который в Житиях также может именоваться Космой. Г. Деторакис предполагает, что, поскольку этот учитель в некоторых Житиях назван асикритом, то это слово могло быть неверно интерпретировано как – «с Крита». Ещё один факт биографии Космы Маюмского, отмеченный во всех источниках (кроме Халкинского и Афинского Житий, ошибочно отождествляющих Косму Маюмского и общего учителя Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина) – усыновление Космы Маюмского отцом Иоанна Дамаскина. Впрочем, отдельные исследователи сомневались в достоверности этого предания и считали, что Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин именуются братьями, поскольку оба пребывали в лавре Саввы Освященного и занимались песнотворчеством.

 



 
PR-CY.ru