КОСМА МАЮМСКИЙ - Страница 6

В-пятых, Косма Маюмский нередко использует одинаковое окончание ирмоса и тропарей по аналогии с общим рефреном древнего кондака. Каноны Космы Маюмского высоко оценивали византийские авторы. Феодор Продром (XII в.) и Григорий Пардос (ум. в 1156 г.) составили комментарии к его канонам на главные церковные праздники. Толкованием канонов Космы Маюмского занимался также преподобный Никодим Святогорец и многие другие (в том числе русский исследователь Евграф Иванович Ловягин). Все исследователи, в том числе современные, подчёркивают яркую индивидуальность канонов Космы Маюмского. В его песнопениях гармонично сосуществуют красота ритма, поэтические приемы и богословская глубина. Косма Маюмский наиболее часто обращается к таким темам как Боговоплощение, наличие двух природ во Христе, полнота Его божества, приснодевство Пресвятой Богородицы. Описания сопровождаются яркими образами, сравнениями; используются определённый терминологический аппарат и ветхозаветная типология. Определить, какому именно из архаичных стихотворных размеров соответствует тот или иной канон Космы Маюмского, для исследователей весьма затруднительно: в его поэзии сосуществуют архаичные и его собственные ритмические модели, при этом принципы омотонии и изосиллабизма соблюдаются. Исследователи отмечают, что язык песнопений Космы Маюмского близок к архаичному: он часто использует выражения из произведений Гомера и трагиков, а также из творений христианских авторов, в частности, Григория Богослова (так, например, начальные слова ирмоса канона на Рождество Христово скопированы из соответствующей гомилии Григория). В канонах исследователи встречают гапаксы – слова, которые Косма Маюмский составил сам. Наиболее частыми поэтическими приёмами Космы Маюмского исследователи называют антитезу, метафору, оксюморон. Некоторые песни его канонов написаны в диалогической форме (например, седьмая песнь канона на Рождество Христово, восьмая песнь канона на Богоявление). Песнопения, в том числе каноны Космы Маюмского, которые содержатся в современных богослужебных книгах, как правило, имеют надписание, но есть и анонимные. Согласно данным из исследований Г. Деторакиса, Софрония (Евстратиадиса) и др., исследователям известно 43 канона Космы Маюмского. В современной Минее содержатся следующие каноны с именем Космы Маюмского: на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (особенность канона – продублированная девятая песнь; существует предание, что Косма Маюмский сочинил другую девятую песнь для этого канона, когда во время его визита в Антиохию народ усомнился в том, что он является его автором); на Рождество Христово; Иосифу Обручнику, пророку Давиду и Иакову, брату Господню, 26 декабря; на Богоявление; Григорию Богослову, 25 января; на Сретение Господне; великомученику Георгию, 23 апреля; на Преображение Господне; на Успение Пресвятой Богородицы.

 



 
PR-CY.ru